Случайный Дагестан, или Путешествие в страну гор

Вступление

Давайте сначала разберемся, почему Дагестан я назвал "случайным": наше появление в этой республике было неожиданным как для всех знакомых, так и для нас самих. Выезжая из Тюмени, мы планировали посетить сначала Южный Урал (около г. Златоуст хребет Таганай), а затем, после Грушинского фестиваля, отправиться на Полярный Урал, на гору Пайер. С мыслями о полярных холодах, мы забили рюкзаки теплой одеждой и отправились. Первые составляющие плана мы честно выполнили, а вот с Севером вышли неурядицы: на встречи не приехали друзья-попутчики, и не нашлось некоторого нужного снаряжения. Поэтому, приняв приглашения дагестанских друзей, мы отправились к ним в гости. Таким нехитрым способом наш Крайний Север плавно превратился в Крайний Юг.
   Представление участников путешествия много времени не займет: это я и Катя. Кстати, у нее это была первая крупная поездка. А еще, перед описанием событий, хочу упомянуть и других, не менее важных участников: местных жителей, друзей, водителей и вообще всех, помогавших нам. Из своего дальнейшего повествования я максимально убрал имена их, чтобы не описывать (слишком трудно мне писать о друзьях), но это не значит, что мы неблагодарно всех забыли, нет, в нашей памяти навсегда останется воспоминание о замечательных дагестанских людях, гостеприимство принимавших нас у себя дома. Всем им - большое русское "спасибо", или же - горячий кавказский "салам"!
   Итак, перенесем свою фантазию на трассу около Саратова, начало июля, 2002 год, международный год гор по ООН...

На трассе

"Темнеет здесь быстро, уже как-то по-южному" - подумал я, включая налобный фонарь, и посмотрел на уставшую за дорогу Катю. - "Утомилась уже, а ведь мы только начинаем свой путь" - мысли роились в голове. Показалась машина, прореагировав на нас, притормозила, крикнула из окна: "Ты кто?" и, не дождавшись ответа, быстро умчалась. Мы посмеялись и допили растворимый напиток "Дельфин" из военной раскладки.
   Пост ГАИ. Мы вышли из машины и увидели автобус с заманчивой табличкой "Махачкала" на стекле, мы его уже третий раз обгоняем! Водитель остановился сам и вышел:
   - Куда едем?
   - В Дагестан!
   - Ну, поехали в Дагестан!

Путь в Дагестан

Вот мы и поехали. Автобус едет из Ульяновска в Баку, а люди в нем - вахтовики, едут из Тюмени! Почти земляки. Больше всего подружились с одним геологом, кандидатом наук, Намиком. Он все звал к себе в гости в Азербайджан. Намик слушал наши путешественнические рассказы, удивлялся, а потом на остановке под Кочубеем отвел меня в сторонку и сказал: "Извини, не могу угостить тебя копейкой, у меня нет денег, мне так стыдно!" Я удивился и долго стал уговаривать его в ненужности этого. Мы обменялись адресами на память.
   Большую часть дороги я отсыпался. Мимо пролетали сонные степи Волгограда, а затем и Калмыкии. Жара стоит невыносимая! А вокруг безбрежные пространства. Степь, жара, пыль. Сплю.
   А вот и граница Калмыкии! ГАИшник собрал все паспорта на проверку, а потом по 50 рублей с тех, у кого "не лады с документами". Мы попали в этот "черный список" за отсутствие у Кати штампа прописки в новом паспорте. Ну, что ж, добро пожаловать в Дагестан!!!

Уже упомянутая мной остановка около Кочубея. Мы вышли из автобуса и поразились пейзажу. Иллюстрации из российского боевика про Чечню: низкие строения кафе, в каждом - комната для намаза. Ощущается интересный восточный колорит. Я немного коряво переиначу песню Городницкого: "Не похоже на Россию, только это ведь Россия". Все обитатели автобуса поели, и мы двинули дальше.
   До темноты я взволнованно всматривался в окошко, постоянно спрашивая окружающих: "А где же горы?". Но вокруг плыла только степь.
   Собственно Дагестан начался в полночь, когда нас высадили около центральной мечети в Махачкале. Идти к кому-либо из знакомых было невежливо, поэтому решили провести ночь на пляже. Спросив у удивленных аборигенов дорогу на море, мы пошли по улице, поедая купленные дешевые абрикосы, осматривая город непрерывно вращающейся головой.
   Первый местный на дороге к морю улыбнулся, поинтересовавшись нашей жизнью, удивился и зазвал к себе в гости. Мы удивились еще больше и с радостью пошли в дом. Алигаджи и Роберт проездом в Махачкале. Уже завтра они выезжают опять в горы на фестиваль лакской песни. (Алигаджи оказался известным лакским певцом). Братья быстро сбегали в магазин, накупили продуктов, спиртного и мы стали набивать свои желудки, отдыхать от дороги и слушать классные песни в исполнении Алигаджи и аккордеона. Сами мы не пили, но с удовольствием слушали поэтичные тосты кавказцев. Незаметно подкралось утро, подошел еще один родственник, (имени его я не запомнил), и принес большую тарелку с лакским хинкалом. (В Дагестане, как я впоследствии узнал, живет около тридцати национальностей, и, по-моему, отличающихся между собой языком, районом распространения и способом приготовления хинкала.) Кстати, это загадочное блюдо сильно походит на галушки.
   В семь утра хозяева пошли спать в машину, оставив нам весь дом! Вот оно где, гостеприимство!
   Проснувшись, мы сфотографировались со своими новыми друзьями, они показали нам "секретное" место, где лежит ключ от дома (заходите, ночуйте, если надо!), и пошли гулять по городу.
   Через некоторое время мы пришли на ул. Эрлиха, где, на склоне горы Тарки-тау, расположился поисково-спасательный отряд. Нас спасатели приветливо встретили и накормили. Оставив рюкзаки, мы, наконец-то, отправились на пляж.
   "Вот и приехали в "страшный" Дагестан, - думал я, поглощая купленную за дешево алычу и рассматривая местных жителей, - люди идут нам навстречу и улыбаются, каждый второй спрашивает о нашей путешественнической жизни, некоторые угощают фруктами и зовут к себе в гости, и это все вопреки распространенному российскому мнению о Кавказе. Многие люди при слове "Кавказ" думают о террористах с автоматами и бородами. А мы приехали сюда и впитываем всем своим существом местное гостеприимство".

Море. Катя, впервые увидев водную гладь до горизонта, впала в некоторое оцепенение. А я с удовольствием втянул носом запах Каспия: немного солоноватый, неистово свежий, и по-морскому влажный. Городской пляж полон людей. Песок покрыт слоем праздных загорающих тел. Приезжих не видно, поэтому все внимание окружающих вновь приковано к нам. Мы вошли в воду, подставляя тела ритмичным потокам искрящихся брызг. Волны нас разморили, успокоили, укачав, и, выбросив на берег, вновь зазывали в свои объятья. Наверное, правы биологи, говорящие о том, что человек родился в море...

Я больше не буду описывать нашу жизнь этим днем, скажу только, что отдыхали мы хорошо. И не зря, ведь завтра у нас начинается новая дорога, дорога в горы, к самой южной точке России!
   А вот вечером, придя в МЧС, мы увидели ждавшего нас удивленного Магамеда, все время повторявшего: "Сволочи! Как вы меня обогнали!? Всю ночь ехал, весь день ехал! как вы меня обогнали?" (Для читателей поясню: с "Груши" мы выехали почти одновременно с вышеупомянутым Магамедом и почти на день обогнали его поезд, поэтому он так сильно и возмущался.)
   Ночью спали мало, послушали красивые призывы к утреннему намазу со всех мечетей города и встретили рассвет.

Путь в горы

Утром я немного волновался, так как предстоял путь через весь Дагестан, в горы, по трассам этой неизвестной нам республики. Динислам (спасатель, наш новый друг) довез нас до выезда из города. Ну вот, поднимаю руку. Через несколько секунд мы едем в машине и рассказываем о своих приключениях водителю. Вот минуем Избербаш и гору Пушкин-тау, которая (при рассмотрении ее в определенном ракурсе) напоминает профиль великого поэта. Потом город Дербент радует нас своей крепостной стеной, правда хорошо осмотреть этот самый древний город в России нам не удалось. Несколько машин - и мы уже в поселок Гапцах. Отсюда сворачиваем с основной трассы в горы. Количество машин резко уменьшилось. Но вот нас подвозит автобус, наполненный местными жителями, овцами, овощами и вообще непонятно чем.

Постепенно местность повышается, по сторонам дорогу обступают горы. Пассажиры смеются над нашими восторженными лицами, что-то обсуждают на своем гортанном языке. А мы не можем отвести взгляда от проплывающих в окошках пейзажей. На одной из многочисленных остановках, мы напали на невозмутимого осла, пытаясь с ним сфотографироваться, но это упрямое животное никак не желало позировать, демонстративно поворачиваясь задом к объективу. Местные неистово ржали, радуясь, что животное проявляет крепкий горный характер.
   В Усухчае водитель хотел взять с нас денег, но потом передумал.
   Осталось около двадцати километров от аула Куруш - нашего конечного пункта, где сейчас проходит чемпионат России по альпинизму. Вокруг возвышаются горы, мы постоянно вертим головами н осматриваем их молчаливое величие. Теперь я понимаю, что вокруг - действительно ГОРЫ, огромные, покрытые шапками облаков, ведь, наверное, не зря люди раньше считали, что на вершинах обитают боги...
   Пройдя немного по дороге, мы сели в платную маршрутку. Честно говоря, этих сорока рублей с человека становится абсолютно не жалко, после преодоления двадцати километров по горному серпантину, где на каждом повороте захватывает дух. Мне кажется, водителям, работающим на таких трассах надо ставить при жизни памятники.
   А вот и Куруш - историческое место: и самое высокогорное поселение в Европе (2500 м), и самое южное в России! Слава Аллаху! Мы добрались до этого лезгинского аула очень быстро, вопреки пророчествам всех наших знакомых и друзей. Расплатившись с водителем, мы пошли в гости (нас при выходе из машины сразу пригласили). Муса оказался начальником альпбазы Еры-Даг и рад всем приезжающим сюда рюкзакастым людям (еще бы, на туристов и альпинистов здесь смотрят как на замечательный, не иссыхающий источник доходов, в подтверждение этому можно привести гипер цены на продукты местного производства). Мы прошли в дом, располагающийся на склоне в несколько этажей, странными, для нас, террасами. Крутая лестница привела нас в "гостиную". Комната с крашеным полом, на стенах висят цветастые ковры, низенький стол поднимается над полом на несколько сантиметров, а вокруг множество цветных подушек. Под руководством хозяина на столе появились домашний сыр, лаваш, чай, кусковый сахар, молоко. Все достаточно просто, но сытно и вкусно. По обстановке и поведению местных видно, что в горах гораздо более сильны немного старые, но добрые традиции "классического" Ислама. Наполнив свои тела пищей и, опять же, местным гостеприимством, мы, ведомые сыном Мусы Эдгаром, спустились в базовый лагерь чемпионата России по альпинизму.

В горах

В маленьком лагере траур. Только что была связь со стеной Еры-Даг, где и висят на огромных сложных скалах соревнующиеся связки альпинистов, и вздрогнувшему лагерю сообщили о гибели одного из сильнейших екатеринбургских скалолазов. Как потом сказали: "Поспешил". Но сейчас лагерь молчал, даже не лаяли собаки, все с напряжением смотрели в подзорные трубы на оставшихся в игре людей. Был вечер, и сверху из-за облаков, как бы ухмыляясь, смотрела на все молчаливая стена кроваво-красного цвета, стена Еры-Даг. Один из альпинистов подошел к нам и спросил: "Вы впервые в Горах?", и получив положительный ответ, сказал: "Невеселое знакомство с альпинизмом..."

Утром, позавтракав, мы собрались идти вверх, к красивому водопаду, ниспадавшему с более низкой стены, - продолжения Еры-Даг - г. Сельды. Проконсультировавшись об особенностях маршрута, мы пошли. Исчезли неприятные вчерашние ощущения - головокружение и слабость. Высота 2500 метров для нас была пока еще очень непривычной. По мере набора высоты эти симптомы вновь появились и, к сожалению, более остро. Зато каков был пейзаж вокруг! Над нами огромным белым ледяным куполом возвышалась высшая точка Дагестана - г. Базар-Дюзи, сзади - причудливые зубцы вершины Шальбуз-Даг, прямо массивы Сельды и Еры-Даг. Все это светилось величием и мощью, навевая в мутную от недостатка кислорода голову философские мысли... (Тьфу, блин, вспомнился летний экзамен по этому предмету...) По дороге мы поднялись до кошары, состоящей из сооружения для загона овец, палатки чабана, нескольких больших белых собак и, естественно, самих овец, ради которых все, собственно, и затевалось. Из-за злобных белых охранников, нам пришлось обходить территорию кошары по ручью, камням и прочим неудобствам. Пройдя еще немного вверх, мы улеглись на отдых, спрятавшись от жесткого горного ультрафиолета в маленьком теньке под камнем. Не в силах подниматься дальше, мы пошли вниз. Для первого акклиматизационного выхода этого будет достаточно. Спустившись в лагерь, мы "без задних ног" свалились спать в палатке.
   Наступил новый день. Мы уже немного подружились с обитателями лагеря, пообщались с ними и отправились снова наверх. Хорошо хоть нам с погодой пока везет. Пока. Но, как назло, только поднялись до водопада, тут же небо над нами исказилось, потянуло со всех сторон мрачные грозовые тучи, замелькали молнии. Решение принято: быстро вниз! Вокруг нас, и сверху, и снизу, и с боков заползали белые туманоподобные облака. Красиво! Но ведь нам еще и спускаться как-то... До лагеря мы все-таки добрались, немного поблудив в тумане, как обычно вспоминая мультик про Ежика и Лошадку.
   Вечером я пошел в аул. От лагеря поплелся в гору в компании с большим курушским стадом коров, овец, чабанов и местных жителей - помощников чабанов. Все это столпотворение блеяло, мычало, кричало громко по-лезгински и почему-то обгоняло меня уставшего и, поэтому, потного. Я удивлялся скорости коров - животных, по своей природе, философско-неторопливых... Так, размышляя о биологических процессах на земле, я вошел в Куруш.
   На крутых склонах тесно толпятся дома - сакли. Глиняный цвет стен, заборы кизяка вокруг, грязь на узких улочках с водостоком посередине, обилие овец, коров и бегающих горластых детей. Вот около дома сидят на лавочках аксакалы и играют в карты, гортанно обсуждая какие-то новости. Маленькая девочка карабкается по улочке с огромным блестящим кувшином... Огромная спутниковая антенна прекращает мои мысли о далекости цивилизации...
   Я прошелся между домов и посетил магазин, открытый специально по моей просьбе. Потом в одном из домов купил лаваш и стал спускаться к лагерю. На выходе из поселка я впервые в Дагестане встретил агрессию со стороны местных жителей: толпа маленьких мальчишек стала меня преследовать, громко хохотать, кидать чем-то, а потом, прицепив к рюкзаку репей, разбежалась.
   Следующий день. Проснулись специально пораньше, хочется ведь на вершину! Но погода нас сразу не обрадовала: тучки, сильный ветер, даже вместо водопада было облачко! Сильные порывы уносили куда-то мощный поток воды, превратив его в ворох звонких брызг. Я сначала немного колебался: идти или не идти? Но идти хотелось больше, поэтому мы пошли, и не зря. По мере приближения к вершине погода улучшалась. Потихоньку мы приблизились к стене, потом, пройдя вдоль нее стали подниматься по крутому осыпному кулуару, в правильности своего пути мы не сомневались, так как песок и камни хранили следы прошедших до нас людей. Потом мы миновали еще несколько "этажей" и вышли на плато. На нем небольшими возвышениями и торчали вершинки. Оказалось, что, поднявшись на два холма из трех, мы пропустили высшую точку, она оказалась на третьем, то есть не добрали до вершины каких-то несколько метров, но на это я не обращаю особого внимания, все же хочется считать, что на вершине мы все-таки побывали.
   3664м, вершина! Я никогда бы не смог описать это эйфорическое ощущение полета, когда, тяжело вдыхая колючий горный воздух, мы осматривали окрестности. Внизу, под нами белыми барашками плыли облака. С аула доносилась своеобразная музыка лезгинской свадьбы. А если тихо подойти к скалистому обрыву и немного выглянуть из-за камней, можно увидеть бесшумно и по-царски величественно парящего орла - хозяина этих гор. Казалось, что каменная махина под нами обрела волшебную легкость и неустойчивость, словно театральные декорации, и если неловко пошевелиться все это могло мгновенно обрушиться. Хотелось замереть и даже не дышать. Насладившись немного вершинной радостью и с сожалением посмотрев на часы, мы пошли вниз.
   Спустились затемно, когда во взволнованном лагере уже собрались идти нас искать. Еще спускаясь по темной дороге, мы видели сигнальный блеск фонаря первых вышедших спасателей и поморгали в ответ. В лагере нас спросили: "Ну что, с вершиной вас?" С вершиной!
   Мы пошли к палатке и легли около нее. Небо, освободившееся от облаков, брызнуло на нас неисчислимым потоком острых звезд, и, казалось, в эти моменты оно легло на землю, окутав нас своими темно-синими полотнищами. Привычные созвездия Медведиц и Кассиопеи было трудно различить в этой яркой звездной феерии. Мы смотрели на затягивающую воронку неба, запоминали ее и мысленно прощались, потому что в голове вертелась мысль о завтрашнем дне, дне расставания с горами ...

Снова Махачкала

Город, удачно совместивший в себе противоположные качества двух культур - Восточной и Европейской, принимал нас в гостях. Мы ходили по улицам, переименованным ныне на восточный манер, во славу великих дагестанских деятелей, и привыкнув к повышенному к себе вниманию, с удовольствием общались с местными жителями. Быстро несущееся в горах время теперь затянулось, успокоилось, и дни неторопливо сменяли друг друга.

Друзья, собственно инициаторы приезда, устраивали нам всяческие экскурсии и развлекательные мероприятия. Мы осмотрели достопримечательности Махачкалы, Каспийска и окрестных сел. Купались в ночном море, катались на лошадях, побывали на крупнейшей в республике ГЭС и вообще уподобились неким курортникам, "матрасно" отдыхающим на юге...
   Прошло несколько дней.

Пора возвращаться домой

Снова утро. Трасса. Запомнилась одна машина, диалогом с водителем оной я и хочу закончить повествование:
   - Сумасшедшие, сейчас же в Дагестан опасно ездить! Смотрите, что по телевизору передают! Неужели не боитесь?
   - Нет, тут же здорово! Люди гостеприимные, горы, море, фрукты...
   - И что, никто не приставал? Не обижал?
   - Приставали! Каждый встречный в гости зазывал, угощал чем-нибудь... А обижать не обижали... После этих наших слов водитель возликовал:
   - Вот, запомните, ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ КАВКАЗ!!! Приезжайте еще!

Пост ГАИ и граница с Калмыкией. Степь. Степь. Степь...