Поездка в Троицк
(20 октября 2002г.)

      Как известно, вовсю сейчас идет работа над составлением Автостоп-путеводителя по Уралу: готовятся описания трасс, городов и интересных мест нашего региона с точки зрения вольного путешественника. Вместе с тем, раскачать народ на "научно-описательную" деятельность не так уж и просто, поэтому многое приходится делать самому. Так, до сих пор не была освещена в "научной" литературе трасса М36 (Челябинск-Кустанай) и город Троицк, располагающийся в 140 километрах южнее Челябинска, на самой границе с Казахстаном. Между тем, Троицк - старинный купеческий город, с многочисленными памятниками архитектуры, и наверняка в нем должно быть немало интересного для посетившего его путешественника. Во всяком случае, мне хотелось посетить город сей, к тому же я ни разу не путешествовал автостопом в южные районы области, и пробел этот нужно было восполнить. Вот почему в минувшее воскресенье мы с Мишкой вышли из дома в шесть часов утра и сели в полупустой трамвай, направлявшийся на железнодорожный вокзал, рядом с которым проходит автодорога "Мередиан", на выезде из города плавно переходящая в Троицкое шоссе.
      На "Мередиане" мы очутились еще до рассвета. Голосуя в тусклом свете фонарей, мы опасались, что нормальную машину почти в центре города поймать нам вряд ли удастся, однако уже минут через десять темные "жигули", стоявшие неподалеку у обочины и наблюдавшие за нашими действиями, сами подъехали к нам и, узнав о нашей автостопной сущности, согласились подвезти до Коркино. В пути нас долго расспрашивали об автостопе, мы рассказывали, что это целая наука, включающая в себя не только практические знания, навыки, но и "правильное" отношение к процессу путешествия, к жизни.
      - А вот скажите, - обратился к нам водитель с очередным вопросом, - в какое время месяца лучше путешествовать?
      - В какое время? Ну, летом, понятно, лучше...
      - Нет, время месяца, то есть в каком состоянии луны. Все равно, думаете? Э, нет. Вот, например, в полнолуние лучше и не предпринимать ничего, поскольку энергетические процессы в это время активизируются, и всякая чертовщина может случиться. Если ты на правильном пути, то все в порядке будет, конечно, а вот если ошибок наделал, нагрешил, то все это в полнолуние наружу и вылезет...
      - Сегодняшней ночью полнолуние как раз будет, - отметил я, вспомнив странички календаря, раскрытые на моем рабочем столе.
      Тем временем перед нами на горизонте выросли высокие земляные уступы, темными стенами выросшими вдоль дороги в предрассветных сумерках, - то были отвалы Коркинского угольного разреза, самого большого в мире.
      Распрощавшись с дружелюбными обитателями "жигулей", мы высадились на пустынной Коркинской развилке, где и встретили рассвет. Хотя утренняя дорога еще была мокрой от недавнего дождя, облаков на небе было не так уж много, - похоже, сегодня намечался первый за последние несколько недель ясный день.
      Простояв у поворота на Коркино достаточно долгое время, мы поймали машину еще на десять километров - до Еманжелинска. Возможно, при других обстоятельствах мы бы на ней не поехали, решив дожидаться более дальней, но нашей целью стояло еще и исследование трассы, поэтому и дальше мы двигались на локале.
      На прекрасной позиции у поворота на Еманжелинск мы застопили "Камаз" еще километров на пятнадцать. Несмотря на то, что ехали мы очень медленно, водитель - молодой и восторженный деревенский очкарик - оказался настолько разговорчивым и непосредственным в общении, что Мишка впоследствии даже заявил, что он бы и до Троицка с радостью с ним проехался.
      - Куртки вы специально такие яркие носите? Очень яркие! - восклицал он. - Я еще издалека заметил, сначала подумал, что это дорожные рабочие. Автостоп, значит! Я читал вот неделю назад, наверное, в "Комсомольской правде" или в "Спид-инфо", нет, все-таки в "Комсомолке" как раз статья была. Писали, что в столице даже движение специальное возникло путешествующих автостопом, слово даже специальное есть: стингеры? Нет, стингеры - это те, что под землей. Свингеры? Не помню, красивое еще такое слово!
      Водитель вез зерно на элеватор в Красногорске, где недавно наш крутой бизнесмен Аристов открыл крупный свинокомплекс, и в связи с этим у него нашлось множество тем для разговора. Например, он рассказывал нам, в каких жутких антисанитарных условиях раньше, лет десять назад, осуществлялась заготовка колбасы, когда крыс, гроздьями висящих на мясных тушах, смывали водой из брандспойта и тут же перемалывали в фарш; или как он работал на предприятии, изготавливающем томатный сок из гнилых или зеленых помидоров. Признаюсь, после его рассказов есть колбасу и пить томатный сок мне расхотелось, несмотря на уверения водителя, что сейчас все иначе, а в цехах все блестит и выложено кафелем.
      Одним словом, до Красногорска доехали нескучно, до Южноуральска - тоже ничего: опять нас просвещали, какие предприятия сейчас действуют в городе и как у них сейчас идут дела. Оно и неудивительно, поскольку жизнь многих небольших городов зависит порой всего лишь от пары заводов, пусть даже и не самых крупных. В Южноуральске, как мы поняли, дела у предприятий шли ни шатко, ни валко, - город, по крайней мере, не бедствовал, и нам пару раз гордо заявляли, что он ухоженнее и чище Троицка в несколько раз. На вид, впрочем, мало чем примечательный промышленный городок с современными многоэтажками.
      От Южноуральска до Троицка нет крупных населенных пунктов, однако и тут мы умудрились поймать локал - до Половинки. Обитатель Половинки, узнав, что мы составляем Автостоп-путеводитель по Уралу, начал рассказывать нам об Аркаиме, как об одной из главных достопримечательностей Уральского региона. Правда, из слов его выходило, что глядеть там особо не на что - так, две горы и какое-то древнее непонятное сооружение, и ехать туда стоит разве что экстрасенсам - подпитываться энергией. Об Аркаиме я встречал уже много противоположных мнений, но выяснить, какое из них ближе к истине, пока не представлялось возможным, поскольку на выходных съездить туда автостопом достаточно проблематично из-за дальности пути и нехватки времени. Так что сейчас пока едем в Троицк.
      Позиция за Половинкой оказалось достаточно глухой, поэтому, заметив приближающуюся к нам одинокую машину, мы еще издалека стали размахивать руками в знак приветствия, заодно усиливая внимание к нашим персонам. В машине сидели трое парней потертой деревенской наружности.
      - Здравствуйте, - обратился я к ним. - Мы автостопом в Троицк едем, можно с вами, сколько по пути?
      - Ну, если автостопом, то садитесь, - весело пригласил один из них.
      Правда, узнав, что мы едем только до Троицка, парни были немного разочарованы, поскольку думали, что мы совершаем гораздо более далекое путешествие. Впрочем, составление "Вольной энциклопедии Урала" показалось им достаточным оправданием.
      - А в Южноуральске-то вы были? - спросил самый разговорчивый.
      - Нет, не были. Так, краем глаза взглянули, когда мимо проезжали.
      - Да ну, не были в Южноуральске? Все, разворачиваемся и едем обратно! - засмеялись они. - Что в этом Троицке делать? Большая деревня! Церковь, правда, там красивая - вот и все! То ли дело Южноуральск!
      - В Южноуральске девчонки красивые, - добавил другой парень в черной вязаной шапочке, сидевший рядом с нами на заднем сидении. - Много красивых девчонок. А у них еще в последнее время мода новая пошла - джинсы такие, в обтяжку, носить... Нет, парни, в Южноуральск вам обязательно нужно съездить!
      Мы заверили их, что в Южноуральск еще заглянем, когда представится случай, и общение продолжилось. Парни, за исключением водителя, чувствовали себя достаточно весело, периодически попивая из бутылки какую-то непонятную бурду местного разлива, и задавая нам иногда весьма странные вопросы вроде того, знаем ли мы кого-нибудь из челябинских авторитетов. Много расспрашивали нас и об автостопе: быстро ли ездим, где ночуем, зачем едем в Троицк? Мы охотно рассказывали.
      - Нет, парни, мы вас не понимаем! - восклицал самый разговорчивый, в драных джинсах и на переднем сидении. - Ночевать в стогу сена, путешествовать без денег - какой в этом кайф? Не понимаю! Подвезти, конечно, подвозим, но понять!.. Никогда, наверное, не сможем!
      Ехали мы быстро, с ветерком, обгоняя редкие машины.
      - Эх, побольше бы вот таких обгонов! - довольно восклицал порой впередисидящий. - Витя, не тормози, чего ты боишься? Гони, Витя, гони!
      Троицка мы достигли минут за пятнадцать. На прощание парни напутствовали нас:
      - И гоп-стопщиков опасайтесь, главное, на глаза им постарайтесь не попадаться. - Скептически оглядев наши одеяния, впередисидящий хмыкнул. - Правда, вас будет трудно не заметить, ну да ничего. Удачи вам, пацаны!
      Да уж, услышать из этих уст подобное напутствие было весьма забавно. Чтож, спасибо, пацаны!
      Вот мы и в Троицке. С виду город действительно напоминает большую деревню - долгие кварталы деревянных домишек на склонах холмов и пара церковных куполов над низенькими деревянными крышами. Впрочем, высадили нас у автовокзала, в достаточно непрезентабельном районе, но когда мы попали в центр, мнение наше о городе изменилось в лучшую сторону: красивые старинные дома, пусть даже весьма истертые временем, очень красивая площадь и сквер перед церковью Дмитрия Солунского на окраине города, очень необычная водонапорная башня, построенная в готическом стиле и напоминающая башню какого-нибудь рыцарского замка - в городе очень много достопримечательностей, а в книжном магазине даже продается дешевый путеводитель по Троицку. Мы постарались побывать во всех наиболее примечательных местах Троицка, прогулялись по центральным улицам и скверам, посетили краеведческий музей, в котором с удивлением узнали, что Троицкая ярмарка являлась самой крупной в дореволюционной России после Нижегородской и Ирбитской, посмотрели старинные фотографии - особенно понравилась та, где запечатлен огромный караван верблюдов, прибывший в город с товарами из Азии. Посмотрели мы на город и с высоты птичьего полета: в Троицке работает колесо обозрения, причем достаточно дешевое по сравнению с челябинским. Одним словом, город нам понравился, и, несмотря на всю его запущенность, можно теперь смело рекомендовать посетить его и другим вольным путешественникам, оказавшимся на Урале.
      А вот обратно добирались мы долго. В половине пятого мы застопили машину до Южноуральска с молодой деревенской парочкой, но, проехав километров пятнадцать, увидели, как идущая навстречу машина мигнула нам фарами - гаишники впереди. Увидев на горизонте гаишников, водитель неожиданно занервничал и вдруг резко свернул на какую-то непролазную проселочную дорогу и, проехав пару метров, остановился.
      - Подождем, - сказал водитель, который, как выяснилось, уже полгода ездил без прав и потому очень боялся всех размахивающих полосатыми палочками. - У них сейчас должна пересменка быть, и они уедут. Вы не слишком торопитесь?
      - Да нет, - отвечали мы, хотя в душе, конечно, сильно подосадовали. Прошло десять-пятнадцать минут, а гаишники все не уезжали.
      - Ты хоть капот открой, - сказала подруга водителю. - А то еще подумают, что мы из-за них остановились.
      И вот, спустя пятнадцать минут после остановки, водитель вышел наконец-то из машины и начал делать вид, будто у машин что-то сломалось.
      - Ладно, - через пять минут объявил он, увидев, что гаишник остановил какую-то машину. - Может, он не обратит на нас внимания.
      И мы поехали вперед. С каждым метром парень за рулем нервничал все сильнее:
      - Ой, там еще один гаишник! На нас смотрит! Сейчас остановит же!
      И опять он остановился сам, делая вид, что что-то в очередной раз сломалось. Через пять минут он решил, что все-таки нужно ехать, но, когда до гаишников оставалось меньше тридцати метров, он опять в страхе прижался к обочине.
      Понятно, что уж теперь-то гаишники заинтересовались нашей машиной всерьез. Вскоре к нам подошел патрульный и потребовал у водителя документы. Парень долго искал несуществующие права, протягивал гаишнику то одну, то другую бумажку, пока гаишник не спросил прямо:
      - Чего резину тянешь? Водительские есть или нет?
      - Нет с собой, - вздохнул парень.
      - А чего мозги пудришь тогда? Так бы сразу и сказал! А то как дитя малое - цирк тут на дороге устроил! Паспорт давай сюда...
      Затянулось долгое разбирательство, и мы поняли, что эта машина нас в Южноуральск уже не довезет. Мысленно чертыхаясь, мы вылезли из машины и направились вниз по склону холма искать нормальную позицию. Солнце уже клонилось к закату. Мы потеряли с бесправным водителем столько времени, что при более благоприятном раскладе сейчас могли бы уже приехать в Челябинск - вместо этого же оказались перед наступлением темноты в какой-то глухомани в двадцати километрах от Троицка. Машины останавливаться упорно не желали, как это обычно бывает при приближении вечера, и мы задумались, что же предпринять: марш-бросок до Южноуральска, чтоб успеть на электричку, или продолжить стоп. Решив, что на электричку все равно уже не успеем, поскольку марш-бросок занял бы минимум два часа, мы выбрали место пооткрытее, чтобы вызывать как можно меньше опасений у драйверов, и стали "ожидать успеха в автостопе". Успеха дождались, когда солнце почти село. Два парня ехали в Южноуральск и без проблем согласились нас подбросить. Один из парней сам как-то ездил автостопом в Ашу и всю дорогу рассказывал нам о своей поездке, а мы радовались тому, что судьба не дала нам зависнуть в глуши на целую ночь.
      В темном небе всходила над Южноуральском полная луна.
      Не имея нормального снаряжения для ночного стопа, даже в тусклом свете фонарей под Южноуральском мы висели достаточно долгое время. Между тем, дома нас ждали родители, которых не хотелось перенапрягать, поэтому было принято решение отправиться на автовокзал, располагавшийся неподалеку: последнюю электричку, как и ожидалось, мы уже упустили. На двоих у нас оставалось сорок рублей, тогда как только один билет до Челябинска стоил пятьдесят. Впрочем, мы верили в силу научных и околонаучных методов, а потому не очень напрягались.
      Успели мы как раз вовремя: на автовокзале готовился к отправлению казахский автобус, водитель которого согласился взять любого желающего за сорок рублей. Я заплатил за себя сорок рублей, а Мишка, смешавшись с толпой, успел проникнуть в автобус бесплатно и зайцем проехал до самого Челябинска - околонаучным методом, поскольку иного выхода и не было.
      Так что в конечном итоге все сложилось достаточно удачно: мы провели в дороге еще один насыщенный день, полный приключений и ярких впечатлений. Судьба, преподав нам неплохой урок о случайных факторах автостопа, не дала нам зависнуть и благополучно привела домой, чтобы успокоить заждавшихся родителей. Теперь, кстати, у нас уже вполне достаточно материала, чтобы составить описание Троицка с точки зрения автостопщика, а также трассы М36 - для "Вольной энциклопедии Урала". И надеюсь, что это только начало.

2002, Белоногов Дмитрий, uralstranger@narod.ru

ДРУГИЕ ДОРОГИ