Что такое Эльба, автостопщикам объяснять не надо!
Возникло это явление еще в прошлом тысячелетии, на исходе века двадцатого. Начиналось всё как встреча автостопных клубов из Питера и Москвы, а со временем превратилось в глобальный слёт автостопщиков всия Руси.
Некоторые злопыхатели недовольно пыхтят, что автостопщики сейчас уже не те, а Эльба – это просто большая тусовка и пьянка, но правы они лишь отчасти! Причем, от части не самой большой! Просто на Эльбу съезжается по трассе много кайфного народу: все знакомятся, общаются, обмениваются вписками и опытом, поют песни у костра и хорошо проводят время. Конечно, у каждого свои представления о том, как хорошо проводить время, но это уже, как говорится, на вкус и цвет, всё зависит только от вас!
Изначально Эльба проводилась, да и сейчас регулярно проводится рядом с деревушкой Ижицы, что на трассе М10 между двумя нашими столицами Мск и СПб. Однако одной Эльбы автостопному народу показалось мало, и со временем все больше регионов проявили тягу к самоопределению. Белорусская, Украинская, Сибирская, Поволжская, Уральская – в общем, долго перечислять!
Казалось бы, чего еще желать простому автостопщику – ан нет! История, как известно, развивается по спирали! Самоопределения регионы покушали и снова захотели интеграции, а еще лучше – и того, и другого, и можно без хлеба, как классикой завещано! Долго ли, коротко ли, но придумал автостопный народ летом еще и Урало-Поволжскую Эльбу провести, а проще говоря – Азиопскую. Чтоб всё сразу!
Местом проведения Эльбы выбрали озеро Кандры-Куль в Башкирии, что рядом с трассой М5. От азиатского Челябинска туда через горы по трассе более полутысячи километров, а от Магнитки и Екатеринбурга - и того дальше! Но когда что-то проводится в первый раз, а особенно Эльба, всегда интересно, что получится! Естественно, уральские стопщики не могли остаться в стороне, поскольку сами же все это и затеяли.
Со временем, правда, ожидались напряги. День пути туда, день обратно, а поскольку выходных всего два, сколько же останется на саму Эльбу? Вопрос решился достаточно просто: практически все уральцы решили отправиться в дорогу в пятницу с вечера, забуриться по трассе в горы на ночь глядя и посмотреть, что из этого получится.
Я решил отправиться на Эльбу один. Брат Мишка, забрав мою палатку, уехал на неделю в южные степи, на Аркаим, а остальные потенциальные попутчики на Эльбу либо не хотели, либо выходили на трассу из другого города, либо уже шли в паре. Откровенно говоря, собравшихся на Азиопскую Эльбу знакомых уральских стопщиков можно было по пальцам пересчитать, если, конечно, пальцами рук не ограничиваться! Из Магнитогорска шел Ник, многим известный как Малец, из Челябинска – я, Думин и Ася, из Екатеринбурга – Хельга и Немыч, Дюк, Стас Ворчун и другие, но они должны были выйти еще позже нашего. В общем-то, всё!
Ну, для такой оживленной трассы, как М5, это мелочи, считал я. Растворимся на трассе незаметно, а на Эльбе уже проявимся. В путь!
На работу я явился с немаленьким дорожным рюкзаком, чем весьма удивил милиционера на вахте, да и весь остальной народ, разбредающийся с утра по кабинетам. Предупредив милиционера, чтобы не вздумал принимать меня на выходе за бандита с мешком награбленного, с чистой совестью принялся за работу, чтобы побыстрее прошло время до выхода на трассу. Ну а на последней минуте рабочего дня – резкий старт!
Выходя вечером из троллейбуса на конечной остановке перед выездным постом ДПС, я увидел, что в сотне метров передо мной в сторону трассы идет зеленый рюкзак со светоотражающим рефлексайтом. Подозрительно знакомое видение! Сначала мелькнула бредовая мысль, неужто у моего брата на Аркаиме спёрли рюкзак? Или…
- На Эльбу? – смеясь, догнал я Мишку. – Ты когда с Аркаима успел вернуться?
Как выяснилось, Мишка вернулся всего час назад, доставив стопом в Челябинск своего неопытного друга и, не заезжая домой, переправился к уфимской трассе.
Мне вспомнилось, как я с симпатичной попутчицей добрался в прошлый раз от Аркаима домой только к полуночи, изрядно промокнув и промерзнув в степях, и сейчас, глядя на довольную обгоревшую морду Мишки, с легкостью пролетевшего 450 км с напарником-чайником, проникся невольным уважением к его автостопному потенциалу.
- Ну что, на Эльбу едем вместе!
Итак, нашего полку прибыло, а заодно с пополнением - и моя палатка!
С повышенной бодростью мы за пять минут застопили «Волгу» на сотню с лишним километров до Златоуста и, высадившись на перевале через хребет Уреньга, приготовились продолжить свой путь через горы в том же темпе.
Через час безрезультатного стопа на перевале мы решили, что уровень подготовки недостаточен и надо подготовиться более основательно! Но как мы ни готовились, второй и третий час перетекли в следующий, он же двенадцатый час ночи по местному времени, с тем же успехом. Для тех, кто не знает, на перевале через Уреньгу – самое высокое место трассы М5, расположенное на вершине долгого и муторного подъема, по которому ползут длиннющие колонны пыхтящих грузовиков и рвущихся на обгон легковушек. Грузовики на перевале останавливаются только затем, чтобы разжиться дешевой солярой или подремонтироваться, а легковушки вообще пролетают это место, почувствовав впереди свободу после утомительного марш-ползка в хвосте очередной труднообгоняемой грузовой колонны. Короче, брать автостопщиков там не очень-то жаждут, особенно на ночь глядя.
За все время безуспешного голосования больше всего внимания на нас обратила фура с литовскими номерами, из окна которой высунулся парень в ярко-кислотной светящейся СОПами куртке, по которой мы сразу узнали представителя Магнитогорской автостопной команды. Это был Ник, многим известный как Малец! Высунувшись из окна и помахав нам рукой, через мгновение вместе с дальнобойной фурой он уже скрылся за перевалом в направлении Эльбы. Ну вот, один нас уже обогнал!
Когда же остальные появятся, думали мы, поблескивая у обочины светоотражающими полосками на куртках в сгущающихся горных сумерках. У придорожного кафе напротив уже зажглись фонари, на работу выпорхнули ночные бабочки, подъехала пара машин с весьма пьяной тусовкой. Столь сомнительное соседство нисколько нас не прельщало, и желание поскорее уехать отсюда стало особенно острым.
Впрочем, «поскорее уехать» в автостопе – понятие весьма относительное! Можно уехать за пять минут в какие-нибудь пуждуки, откуда придется выбираться долго и муторно, а можно постоять пару часиков, зато всю остальную дорогу пролететь с ветерком на быстрой иномарке с интересным драйвером! Вот почему когда стоишь где-нибудь очень долго, ты не «висишь», а просто ждешь подходящую машину, которая еще в пути, но приближается с каждой минутой.
Дождались свою машину и мы! В принципе, я бы уже уехал на чем угодно, лишь бы покинуть злосчастный перевал, однако не зря мы простояли несколько часов – подошло не что угодно, а именно наша машина! Поняли мы это сразу, едва увидев довольное лицо Думина, расположившегося в желтом комбезе на переднем сидении рядом с драйвером.
- Что, автостопщики, что ли? – усмехнулся он. – Ну, до Бердяуша едем!
Думин с Асей, как выяснилось, вышли на трассу на полтора часа позже нас, тоже видели проезжавшего мимо них Мальца, а теперь вот еще и нас подобрали! Ну, четыре стопщика вместе – это уже почти Эльба! Настроение сразу подпрыгнуло вверх, и я вдруг понял, что сколько бы мы ни простояли на следующей позиции, все равно все сложится самым наилучшим образом!
Глухая ночь, сгущавшаяся над трассой, вызывала уже не растерянность перед возможным многочасовым ожиданием очередной машины, а наоборот, азарт и стремление пробиться дальше! Чем сложнее и страшнее, тем ведь и интереснее!
А какие картины вспыхивали перед нами за лобовым стеклом! По обеим сторонам дороги хмурился черный лес, непроницаемой чернотой отпугивая ползущий по дороге свет фар. Хищно зависнув над горами, наливался багровым светом ущербный диск луны – хороший кадр для какого-нибудь ужастика про вампиров! Кайф!
Под Бердяушем нас высадили в час ночи. Ужасаться нам, естественно, и в голову не приходило, ибо в горах ночью каждый бывал уже не раз. А вот водителям, наверное, было страшновато, ибо светящаяся толпа автостопщиков на ночной трассе – то еще зрелище!
Мишка вскоре ушел на заправку попытать счастья там, а мы с Думиным и Асей остались болтать на обочине, изредка лениво подстапливая проезжающим мимо. Мы решили особо не напрягаться, ибо нас было много, машин мало, и скоростной автостоп представлялся малореальным!
Однако не прошло и десяти минут, как из-за поворота вырулила «Газелька» и медленно подъехала к обочине, едва кто-то из нас успел махнуть рукой.
Из «Газельки» вместе с драйвером вылез – кто бы, вы думали? - Мишка! Сначала мы чуть не поверили своим глазам! Вот это специалист по ночному стопу – практически сразу застопил машину, да еще и для всех четверых!
- Ну что, загружайтесь, автостопщики! Двое – на переднее сиденье, двое – в фургон, - предложил драйвер. - В фургоне, правда, сидений нет!..
- Да это ерунда, мы и на рюкзаках посидим!
Какие уж тут сиденья! Уехать вчетвером в час ночи – это уже было круто! Да еще на полторы сотни километров, до поворота на Кропачево – там уже и останется-то всего половина пути!
Драйверы, которые берут ночью, как правило, всегда продвинутые, свои люди – другие бы просто побоялись остановиться! Наш драйвер тоже оказался из таких: рассказывал нам, как с Сахалина машины переправлял, с дорожными рэкетирами на Дальнем Востоке гонялся. Наверное, в свою бытность дальнобойную и стопщиков подвозил немало! Мы постарались не ударить в грязь лицом, а потому сон в кабине разгоняли по полной программе: байки травили, на губной гармошке играли, чтобы веселее ехалось!
- Эх, как быстро с вами дорога пролетела! – улыбнулся драйвер на прощание. – Ну, счастливо вам добраться!
Высадившись в ночном тумане, переливающемся в свете луны и далеких фар, мы еще долго обменивались впечатлениями от ночного стопа вчетвером!
Идти спать сейчас было бы просто преступлением, поскольку ночная трасса явно благоволила к нам! Быстренько и весело подкрепившись в придорожном кафе, мы со свежими силами вновь вышли на дорогу. Сначала, в порыве азарта думали уж сразу вчетвером стопить, но потом все-таки одумались и с хитрой надеждой обратили свои взоры на Мишку.
Отойдя в туман подальше от дороги, мы оставили Мишку на обочине одного, как главного игрока, от которого теперь зависел исход всей игры, ибо свежа еще была память о достигнутых им результатах в сфере ночного автостопа.
Воодушевление наше было настолько велико, что казалось, будто остановиться должна чуть ли не первая машина.
- Смотри, смотри, - переговаривались мы, поглядывая из темноты на трассу. – «Камаз»… Смотри, он его валит! Влегкую! У-у-у!..
И «Камаз», действительно, остановился! Правда, переговоры с обитателями кабины оказались недолгими и, к сожалению, безрезультатными: «Камаз» никого не взял, а развернулся и уехал обратно на стоянку.
- Наверное, они просто издалека в темноте не разобрали, парень это или девушка, - предположила Ася. – Ну ничего, вот следующая машина едет…
Минут через пять-десять меня неожиданно посетило яркое и очень отчетливое чувство, что стоять здесь и наблюдать за тем, как Мишка валит машины, особого смысла нет, ибо четверо стопщиков – это все-таки четверо, а второй «Газельки» с клёвым драйвером можно и не дождаться. Нет, если уж заниматься ночным стопом, надо не на одного все спихивать, а и самому что-то предпринять.
Когда это чувство стало совсем непреодолимым, я оставил всю честную компанию и вернулся немного назад, решив встать перед кафешками, за заправкой. Через пару минут я уже вышел на позицию и, улыбаясь, взглянул в лицо темнеющей ночной трассе.
Вот и выплывающие из тумана фары – первая приближающаяся машина! Взмах руки! В самый последний момент увидел, что в проезжающей легковушке уже вроде как сидят четверо, но тем не менее, машина остановилась. Наверное, из-за светоотражающих полосок на куртке меня приняли за гаишника, и драйвер уже вылез из машины, наверное, с документами.
- Димка! – услышал я радостный возглас и не поверил своим ушам.
Драйвером оказался Дюк из Екатеринбурга – еще совсем недавно сам стопщик, побывавший на всех уральских Эльбах! Вместе с ним в машине оказались Стас Ворчун, хозяин сервера уральских автостопщиков, Джесси и Стелла – все из Екатеринбурга! Как выяснилось, они решили добираться на Азиопскую Эльбу на машине Дюка, и я их так удачно застопил! Предчувствие меня все-таки не обмануло, и, решив попытать счастья на ночной трассе в одиночку, я выбрал для этого самый подходящий момент!
- Ну что, сейчас перепакуемся и едем! – предложил мне Дюк. – Перекладывайте тут рюкзаки в багажнике, а мы пока со Стасом всю остальную компанию навестим.
До чего же все-таки клево на Эльбу добираться!
Почти все знакомые уральские стопщики уже друг друга на трассе встретили, да еще и проехались немало всей дружной тусовкой! Для полного счастья оставалось дождаться только Хельгу с Немычем, которые вышли вечером из Екатеринбурга, но уже не на своей машине, а привычным способом, то бишь автостопом. Интересно все-таки, когда они доберутся? Наверное, у них тоже все в порядке! Если честно, даже и не сомневался в этом, ибо такой классной трассы давно не помню!
К сожалению, в машине Дюка мест всем не хватило, и взяли только меня одного, как честно ее застопившего. Наверное, при очень большом желании мы могли бы и все туда втиснуться. Позже мне рассказали, что на обратном пути Дюк с компанией подобрали ночью двух стопщиков у поворота на Кропачево - воистину судьбоносное место! – и умудрились проехаться на «жигуленке» полсотни километров всемером, с кучей рюкзаков и уже тремя гитарами! Однако, по отзывам угодивших в эту переделку, сие было ужасно!
В общем, даже к лучшему, что Мишка, Думин и Ася остались в этот раз на трассе, тем более что ночные приключения на этом отнюдь не закончились!
Мишка-то, как и ожидалось, уехал почти сразу - на «МАЗе» прямиком до Кандры-Куля! А вот Думину с Асей пришлось провести под Кропачево еще не менее получаса в ожидании своей машины, но зато какой оказалась эта машина!!!! На первый взгляд, ничего необычного - остановилась фура “IVECO”: в таких фурах всего одно пассажирское место, но бывает, что продвинутые драйверы берут и сразу двоих. Но каково же было удивление наших Думина и Аси, когда в фуре, куда их пригласили садиться, уже оказались… Хельга и Немыч!!! Драйвера ничуть не смущало, что наличие сразу четырех пассажиров в кабине исключали любые технические нормы – какая к черту разница! Главное – людей хороших подвезти! В пути они еще пару автостопщиков встретили и тоже им остановились: в фуре им места уже не осталось - драйверу просто хотелось познакомиться с ними и просто пожелать удачи!
Ну всё, финиш! Ночной поток автостопщиков на Эльбу пробился через Уральские горы просто влегкую: со смехом, байками и звуками губной гармошки!
Можно было бы еще рассказать про саму Азиопскую Эльбу и ее приколы, которых тоже хватало! И про обратный путь, отличавшийся гораздо большими сложностями, но от этого ничуть не потерявший в яркости эмоций – чего стоит хотя бы возвращение Дюка и компании домой, длившееся более суток! Но об этом как-нибудь в другой раз!
Да и с трассой той азиопской, прямо скажем, это вряд ли сравнится!
© 2004г., Белоногов Дмитрий, uralstranger@gmail.com