Самая короткая поездка
(22 декабря 2002г.)

     В самый короткий день уходящего года мы совершили самую короткую автостопную поездку на самый глубокий в мире угольный разрез Коркинский. На поездку народ взбаламутил Миша Бородуля, которому Коркинский разрез разрекламировал один из подвозивших его драйверов. Несмотря на холода и краткость маршрута, народ загорелся идеей совместной поездки, желающих набралось достаточно много, однако все вышло не совсем так, как планировалось.
      Мы с моим братом Мишкой (а двигаемся мы обычно неделимой двойкой) вышли на "Меридиан" без пятнадцати минут десять, рассчитывая, что до одиннадцати как раз успеем добраться до коркинской развязки, где была назначена стрелка. Однако в черте города автостоп всегда несколько затруднен, а нас вдобавок еще начали терроризировать снегоуборочные машины, которые чистили обочину как раз на нашей излюбленной позиции. Несколько раз мы уходили то туда, то обратно, чтобы избежать столкновения с враждебной техникой, однако машины с маниакальной настойчивостью нас преследовали. Когда мы отошли уже совсем далеко, машины - что бы вы думали? - тоже решили двинуться вслед за нами на еще не расчищенную территорию. Окончательно изматерившись, мы вернулись на первоначальную позицию и тут увидели, что издалека к нам приближаются еще пять новых снегоуборочных машин! Короче, первые полчаса автостопа практически не было. Только потом водители стали останавливаться - пусть деньгопросы, но все же лучше, чем ничего! Наконец, нас взял какой-то кавказец до выездного поста ДПС.
      Половина одиннадцатого. Полчаса было в запасе, когда из автобуса на остановке, что сразу за постом, появилась Лена Павлова, которая тоже собралась на Коркинский разрез. Договорились, что тот, кто доберется до места сбора первым, предупредит остальных об отстающих. И растянулись мы цепочкой на позиции, размахивая руками проезжающим мимо машинам. Стояли мы долго: наверное, сразу три стопщика, пусть даже на расстоянии двадцати метров друг от друга, настораживали драйверов. Лена уехала минут через сорок, мы, оставшись вдвоем, - немногим позже, однако на стрелку уже благополучно опоздали.
      Чтож, решили двигаться на разрез втроем. Направляясь к высокой гряде отвалов в стороне трассы, мы предполагали, что, забравшись наверх, сразу же за ними увидим величественную картину - гигантский и страшный угольный разрез, самый глубокий в мире. Ха-ха! Во-первых, подняться на отвалы оказалось не самым легким делом - карабкаясь вверх по достаточно крутому склону, приходилось цепляться за выбивавшуюся из-под снега колючую траву, чтобы случайно не скатиться вниз. За каждым подъемом нас ожидал широкий заснеженный уступ, а за ним - новый подъем на очередной отвал, еще круче предыдущего. Когда трасса далеко внизу стала казаться просто узкой ленточкой посреди туманной заснеженной равнины, мы все-таки достигли вершины гряды. Тут-то и обнаружилось еще одно странное обстоятельство - никакого разреза перед нами не оказалось. Мы очутились на вершине своеобразного холмистого плато, пересеченного железнодорожными путями, по которым, кажется, давным-давно уже не проходил ни один поезд: рельсы в некоторых местах разошлись, а большинство шпал вообще куда-то исчезли или попросту сгнили. Покосившиеся телеграфные столбы вдоль железной дороги, черно-снежные горы отвалов и унылая равнина, уходящая вниз, в туман.
      Решив, что даже заброшенная железная дорога может привести нас к желаемой цели, мы двинулись вдоль путей. Из тумана да нас доносились далекие смутные звуки: гудение поездов, какие-то уханья, стуки - все свидетельствовало о том, что мы выбрали правильное направление. И точно - минут через пять мы увидели вдалеке темную стрелу экскаватора, затем - еще одну.
      Остановившись на краю плато, мы посмотрели вниз, в долину - опять бесчисленные переплетения железнодорожных путей до самого горизонта, крутые склоны угольных отвалов, а напротив нас - две огромные земляные горы, на каждой из которых работало по экскаватору. И всё! Несмотря на то, что с вершины плато туманный пейзаж произвел на нас весьма сильное впечатление, все же открывшееся нашим глазам зрелище ничуть не напоминало самый глубокий в мире угольный разрез. Миши Бородули с компанией также нигде не было видно - либо они давно уже на разрезе, либо вообще не появлялись в этих краях.
      Решено было спускаться вниз и спросить о местонахождении разреза у кого-нибудь из аборигенов. В отличие от подъема на плато, спуск не занял много времени: Лена - та просто съехала вниз по склону, а мы с Мишкой, опасаясь острых камней под снегом, спустились наполовину бегом, наполовину короткими прыжками. Обернувшись и посмотрев вверх на стену, оставшуюся за нашими спинами, мы решили, что теперь у нас остался единственный путь - к железной дороге, потому что пробираться на трассу через плато было бы достаточно напряжно. Чтож, по "железке" так по "железке"!
      Двигаясь по железнодорожным путям, мы вскоре достигли кирпичного двухэтажного домика, вывеска над дверью которого гласила, что перед нами - станция "Южная". Впрочем, платформы для пассажиров поблизости не наблюдалось: здесь, наверное, просто формировались составы с углем. Обитатели станции, две тетеньки и добродушный усатый дядька пили чай на втором этаже и очень удивились нашему появлению:
      - Из Челябинска! В такой мороз! Разрез смотреть! - восклицали они, слушая историю нашего появления. - Ну, дети, как вас только родители из дому отпустили!
      То, что нас приняли за "детей", меня лично очень порадовало и развеселило.
      Пока нас расспрашивали, одна тетенька уже успела дозвониться до соседней станции, рядом с которой, как выяснилось, и располагался разрез:
      - Таня! Тут сейчас к тебе трое ребятишек придут, встреть их, пожалуйста!.. Откуда? Из Челябинска, говорят… Чего надо? Ремня хорошего! Разрез приехали посмотреть!.. Ну, ты их встреть, пусти погреться, яму им покажи, потом на "пятерке" в город отправь!.. Не перепутаешь: двое - в таких красных куртках, одна - в оранжевой!
      Вдоль пути, указанного нам хозяйкой станции "Южная", мы вскоре добрались до следующей станции, где нас уже ждали очередные тетеньки, пившие чай:
      - Сейчас, конечно, ничего вы не увидите, - сказали они нам. - Туман такой над разрезом, газы… Сюда нужно в ясную погоду приезжать, желательно еще и с ветром, чтоб газы разогнал. Ну, сходите уж, посмотрите, раз приехали! За домом - лестница…
      Выйдя из дома и очутившись на берегу огромного туманного озера, мы сразу увидели начало деревянной лестницы, уводящей куда-то вниз. Табличка высоко над перилами гласила: "Посторонним спуск в разрез запрещен! Опасно для жизни!". А за табличкой - туман. И ничего, кроме тумана, разве что пара лестничных пролетов внизу среди бледной холодной мути. Приглядевшись, мы поняли, что стоим на краю огромнейшей ямы, противоположный край которой серел где-то далеко, в нескольких сотнях метров от нас. Дна, разумеется, совсем не было видно.
      Вот тебе и самый глубокий разрез в мире! Отправляясь в поездку, мы даже и не думали о тумане: в городе и даже на трассе он был абсолютно не заметен! А здесь…
      Спустившись в туман по шаткой деревянной лестнице, мы в задумчивости бродили по снежным склонам - яркие автостопные призраки в чужом царстве бледного безмолвия.
      Несмотря на то, что разреза во всей его красе увидеть нам не довелось, впечатления от туманного озера, в котором мы побывали, остались сильными и необычными. Цель была все-таки достигнута!
      Между тем, настала пора подумать о возвращении домой. Доехав на автобусе до железнодорожного вокзала города Коркино, мы с удивлением обнаружили, что электрички из Коркино не ходят вообще: в Челябинск отправляются только дорогостоящие автобусы и не менее затратные маршрутные такси. Между тем, денег у нас оставалось не так уж и много: после сытного обеда булочками с кефиром в продуктовом магазине "Надежда" их осталось еще меньше. Как ни верти, нужно было возвращаться на трассу. Возвращаться пришлось долго, около часа. Все - практически все! - машины, которых мы пытались застопить по пути к выходу из города, сворачивали куда-нибудь в ближайший проселок. Чтож, такой вот он, город Коркино - серый, бедный и для автостопа мало пригодный. Ну а уж на трассе - никаких проблем: до дома все добрались благополучно, с чем нас всех и поздравляю.
      А Миша Бородуля и компания, как выяснилось, вообще проспали все на свете и ни на какой разрез не поехали. Чтож, зато теперь будут знать, что лучше ехать на разрез ясным днем. И желательно с ветром!

2002, Белоногов Дмитрий, uralstranger@gmail.com

ДРУГИЕ ДОРОГИ