Баллада о лётчике

    Once upon a time, на выезде из Великого Новгорода стояли трое путников: Я, Кот и Дима. Стрелки электронных часов показывали полночь. Небо было черно, а фонарь был всего один - сразу за постом ДПС. Решили ехать нераздельной тройкой. Решение, надо сказать, весьма смелое для ночного стопа. Но талант и рыжие сопатые куртки не пропьёшь, тем более, что с пьянкой в Новгороде в этот день ничего и не вышло. Настроение было весёлое, хоть и немного подавленное, в связи с рядом обломов, которые постигли нас в этот день... Впрочем, о сути их умолчу, дабы не засорять писание сие. Даже Кот, которая вообще-то не автостопщица, а просто моя девушка, видимо, не сильно напрягалась по поводу наших перспектив достигнуть Питера. Напрягался я - не хотелось ударить в грязь лицом перед разгневанным, но любимым Котом.

    Процесс автостопа оказался недолог - уже через несколько минут рядом с нами остановилась белая "копейка". Дима отправился на переговоры. К взаимопониманию между Димой и водителем привёл болтающийся на Диминой оранжевой груди огрызок от номера с надписью "78 rus". Несколько минут ушло на укладывание нашего багажа в рюкзак и утрамбовывание маленькой белой собачки, обитающей на заднем сидении. Дима сел на штурманское переднее место, мы с Котом приобнявшись разместились сзади. Рядом дружелюбно виляла хвостом белая собачка.

Chapter I. О ненавязчивой беседе.

    -Занимаем места согласно приобретённым билетам, - изрёк фразу драйвер. - Полетели.
   -Полетели? - спросил Дима.
   -Да. Я бывший лётчик. Сейчас на пенсии. Всю жизнь отработал в гражданской авиации.
   "Здорово" - подумал я. Сейчас поедем быстро и уверенно до самого Питера.
   -Ути-пути… - стали подмазываться к белой собачке мы с Котом.
   -Зря стараетесь, она глухонемая.
   - ! :-)
   - Ну, давайте знакомиться. Меня зовут бу-бу-бу - не расслышал я с заднего сидения робкий голос Лётчика.
   - Меня Дима - сказал Дима.
   - Меня Света - сказала Кот.
   - А я Максим - сказал я.
   - Как? - переспросил Лётчик.
   - Максим! - громче повторил я.
   - А-а-а… Хорошо. Максим нам ещё пригодится….
   - Хм… - произнёс озадаченный я. - Извините, а как вас, я не расслышал?
   - Бу-бу-бу…
   - А.… Ну что ж… Приятно познакомиться.
   - И мне. А это Шашлычок, - сказал он про белую собачку.
   - Шашлычок??? Почему??? - возмутился Дима.
   - Да, один человек её по-пьяни чуть не съел, вот и прозвали Шашлычок…
   - Гы-гы…
   - Ну что? Помолчим минут двадцать? - предложил драйвер.
   - Хорошо - сказал Дима.
   "Просто прекрасно" - подумал Я. Что подумал Кот, я не знаю. Однако через несколько минут Лётчик прервал воцарившуюся тишину и задал Диме вопрос.
   - А ты знаешь, кто такой Павлов Яков Федотыч?
   Дима увлекался военной историей, поэтому героя Сталинградской битвы знал.
   -Да.
   -А знаешь, где он похоронен?
   -Может, в Волгограде?
   -Нет! Что ты!!! Вот я сейчас откуда еду? Из Новгорода. Так, где он похоронен?
   Дима почему-то намёка не уловил. Мне же он показался совершенно примитивным.
   -…ну, не знаю - промычал Дима.
   -Ну, ты что, тупой??? Я же говорю тебе "откуда я еду?". Из Новгорода! В Новгороде он похоронен!.. всему вас, молодёжь учить надо…. Ладно, не серчай…

   …к чему это?…

   Я подумал, что почему-то многие люди, особенно в России, считают, что они знают жизнь лучше других. А самая нуждающаяся в их советах часть человечества - это молодёжь. Вместе с тем, в ходе многочисленных поездок я пришёл к выводу, что все эти "учителя" сами жизни и не знают, и порой их слова звучат либо наивно, либо даже глупо. А ещё они очень сильно раздражают, ибо чуть ли не больше всего на свете я ненавижу, когда прокуренные, пропитые и небритые дядьки начинают меня учить жизни.

   Чтож, странным образом лётчик решил завязать разговор.

   Некоторое время спустя Лётчик вновь ожил.
   -Дима. К тебе вопрос. Ты знаешь, кто такой Хемингуэй?
   -Ну… Писатель, -ответил Дима.
   -А какой?
   -Иностранный. Американский…
   -Отлично. На 5 с плюсом ответ!
   Я не сразу осознал гениальность этого ответа. Впрочем, я её не осознал до сих пор.

   Через некоторое время аналогичный диалог повторился относительно Даниила Гранина, потом кого-то ещё, потом кого-то ещё, и кого-то ещё… Мне уже становилось плохо от абсурдности разговора. А ещё мне было интересно, сам Лётчик понимал, к чему он всё это говорил?

   -Максим! К тебе вопрос. Кем был Экзюпери?
   -Писателем.
   -А ещё?
   -А ещё военным лётчиком, - нехотя ответил я.
   - А ты читал "Маленького Принца"?
   - Нет, не читал. Но в детстве у меня была сказка на пластинке, и я её слушал.
   - Ха! Отличный ответ! На 5 с плюсом!
   Гениальность этого ответа так же для меня оказалась непостижимой.
   - Я вижу, - продолжал Лётчик, - что ты лидер в этой компании. Это сразу чувствуется!
   "Спасибо, конечно, но у нас равенство и братство…"
   "Какой, всё-таки бред…"
   "Я сейчас подохну…" - такие мысли пронеслись в моей голове.

   Некоторое время Лётчик рулил молча, потом вновь завёл шарманку.

   -А вот вопрос для вас всех. Что вам больше всего нравится в жизни?
   Тишина.
   -Ну? - наседал Лётчик.
   "Гну" - мысленно огрызнулся я. Ладно, надо что-то говорить…
   -Каждому своё, на самом деле - сказал я.
   -Каждому своё.… Нет. Я спрашиваю, что ВАМ ВСЕМ больше всего нравится.
   -Уф… Ну лично мне, - предпринял вторую попытку я, - нравится просто Жить.
   -О! Это очень хорошо! А тебе Светлана?
   -А мне любить, - ответил, Кот, - любовь это главное в жизни.
   -Золотые слова, Светлана! Браво! Это, конечно, всё очень здорово, но только ты ещё слишком молода, ничего в жизни ещё не пережила, ничего не видела… - и так далее грузил Лётчик.
   По лицу Кота проползла презрительно скептическая ухмылка, выражающая неодобрение. Я хорошо понял, почему - в свои годы Кот успела столько пережить и повидать, что глупым 60-летним дядькам негоже учить её жизни. Но это отдельная и очень длинная история, которую не надо знать тем, кого это не касается…

   Вот так мирно, ненавязчиво и совершенно ни о чём мы беседовали на протяжении нашего пути. Больше всего эта беседа напоминала маразматическую полусонную недоинтеллектуальную викторину в детском саде.
   Теперь можно перейти ко второй части моего повествования.

Chapter II. О неповторимой манере вождения.

   В первой главе речь шла о беседе путников с Лётчиком. Однако внимания заслуживает не только эта душещипательная, высокоинтеллектуальная беседа. Особенно хотелось бы отметить манеру вождения Лётчика. Я бы назвал её "суицидальной". Или, более доходчиво, "самоубийственной". Чтобы не превратить это писание в многотомный эпос, я опишу процесс езды в тезисах.
   1) На улице была тёмная ночь.
   2) Некоторые участки дороги не имели полос разметки, и дорога сливалась с окружающим пейзажем.
   3) На машине работала всего одна фара.
   4) Ремни безопасности не работали.
   5) Лётчик всё время переключал свет с дальнего на ближний и обратно, а иногда и вовсе выключал свет. Это были особенно волнительные мгновения.
   6) У Лётчика было плохое зрение.
   7) Всё время он жаловался на то, что встречные машины его ослепляют, и он не видит, куда ему ехать.
   8) Перед выездом Лётчик не спал почти двое суток.
   9) По этой трассе он ехал впервые.
   10) С завидным постоянством он съезжал на обочину.
   11) С таким же постоянством он выскакивал на встречную полосу. Причём не потому, что кого-то обгонял, а потому что просто не видел дороги. Было страшно видеть несущиеся навстречу 40-тонные фуры.
   12) Как он зло пошутил, ориентировался он по звёздам.
   13) Мы предположили, что в воздухе, где он летал на своём самолёте, не существует так же встречной полосы и обочины.
   14) В один из моментов времени Шашлычок ушёл от нас с Котом и залез Лётчику под ноги. В этот момент лётчик ехал под 80 км/ч и причитал: "Шашлычок! Уйди! Я не могу из-за тебя нажать на тормоза!.."
   15) Когда я хотел, было подкорректировать направление нашего движения и посоветовал Лётчику рулить чуть левее, что бы не оказаться на обочине, он разразился гневными словами: "Пока я за рулём, будь добр помолчать! Когда окажемся на обочине, тогда и скажешь, что надо было ехать левее. А если не нравится, то можешь выйти…" Идея выйти показалась мне весьма заманчивой. Только хорошо еще, если мы окажемся на обочине, а не под фурой. Как показывает практика от машин типа "Жигули" в таких авариях не остаётся ничего.
   16) Последней каплей стало то, что Лётчик заявил, что в Чудово он попьёт пивка.

   Достигнув поста ДПС перед Чудово, мы покинули чересчур экстремальную машину. Лётчик, как нам показалось, обиделся на то, что мы вышли. А Кот, не будучи автостопщицей, не сразу поняла наше решение. Пришлось объяснить.
   Когда Лётчик уехал я почувствовал глубокое облегчение. Ещё больше облегчился Дима, сидевший эти 80 км на переднем сидении.

Chapter III. О пользе умения вовремя принимать решения.

   За постом ДПС оказался длинный ряд из вставших на ночёвку грузовиков. Выбрав небольшой свободный от машин участок дороги, мы стали голосовать, и к моему удивлению через пару минут нам остановилась фура. Хайрастый, байкерского вида драйвер взял всех троих. Ехал он естественно в Питер. Вообще-то про этого человека тоже можно было бы написать отдельное повествование, ибо это был почти идеальный драйвер. Наверное, лучший из всех, что встречались на моём пути. Он не стал устраивать глупых расспросов о том, кто мы, что мы и откуда, не стал ничего рассказывать о себе, а просто начал непринуждённую беседу с шуточками и пребалуточками. Даже когда я спросил, как его зовут, он сказал: "А как бы назвал меня ты?". "Весёлый Роджер" - ответил я. Наверное, ему это имя больше всего подходит. Голосоподрожания хриплыми голосами, его внешний вид и манера общаться, всё соответствовало этому имени.
   До Питера оставалось 100 километров. Кот сразу залегла спать в спалке, а мы с Димой рассказали Роджеру о Лётчике.

   -Ха-ха-ха! Да, ребята, вам крупно повезло. Такой кадр попался! Теперь я знаю, о ком дальники по рации говорили.
   -А что они говорили?
   -Да, говорят, какой-то му-ак по встречной полосе несётся и одной фарой моргает.
   -Да-да! Это был Лётчик. :)
   Так мы быстро пришли к взаимопониманию.

   Километров через 50 мы заехали на заправку.
   -Димка! Вот тут есть канистра. Помой ноги, а то нам ещё 50 километров ехать, как бы не задохнуться. А потом возьми там, в кабине, носки чистые.
   Какая трогательная забота о гигиене автостопщика. Хотя, наверное, больше о собственном носе.

   Уже после тосненской объездной Весёлый Роджер подсадил ещё одного стопщика, тюленеватого вида. Тот попросил довезти его до заправки "Балт-трейд". Таким образом, в кабине оказалось 5 человек, против положенных 2-х! О, Весёлый Роджер, халва тебе!!!
   Через несколько километров автостопщик вышел, а мы продолжили путь. Успешно достигли Питера, и даже попали на 10 минутный промежуток, когда был сведён Володарский мост. Так что мы ещё и успешно переправились через Неву. Когда переехали через мост, я вспомнил, что Кот никогда не видела развода мостов (потому что она вообще-то живёт в Москве). Я спросил Весёлого Роджера, не мог бы он остановиться минут на десять, чтобы Кот посмотрела на развод. Роджер был не против. Посмотрели мост, потом на ходу ещё 4 других. Особенно красиво было, когда мимо моста Петра Великого, на мой взгляд, самого красивого в городе, проходил ярко светящийся круизный лайнер.
   Потом Весёлый Роджер довёз нас до нашего района и уехал к себе на стоянку. Так всё и кончилось. Мы дошли до дома и легли спать. И всем бы была обычна история эта, если бы не припас я один интересный момент на конец повествования.


   Проезжая Ям-Ижору, посёлок в 30 километрах от Питера, на обочине мы увидели развёрнутую и разбитую в хлам белую "копейку" Лётчика. Весёлый Роджер, когда мы попросили остановиться, чтобы мы посмотрели, не сделал этого. Видимо, его опыта хватило, чтобы понять, что нам этого видеть не стоит…

   Есть ли наша вина, в том, что Лётчик разбился? Или мы, наоборот, продлили его путь? Могли ли мы предотвратить случившееся? Выжил ли он? Выжила ли маленькая белая собачка? - эти вопросы навсегда останутся для нас открытыми. Но одно точно, в ту ночь мы получили очень большой урок от жизни. Урок об умении слушать свой внутренний голос и принимать соответствующие решения.

© Максим Кукурунд, 14 октября 2003г.


Вернуться в раздел "За жизнь"