Поездка в Магнитогорск
(ноябрь 2002г.)

      Ноябрьские праздники - целых три свободных дня! Прекрасная возможность выбраться куда-нибудь подальше! Например, в Магнитогорск - второй по значимости город в Челябинской области, где, наверное, раньше всех на Урале появилась своя автостопная команда. Команда, к сожалению, уже распалась, но ее бывший президент Миша Бородуля, ныне проживающий в Челябинске, сейчас активно занимается вопросами деятельности Уральской Лиги Автостопа - со мной на пару. На эти праздники Миша Бородуля как раз собрался в Магнитогорск, а потому со впиской в Магнитке не ожидалось никаких проблем, несмотря на то, что вписываться собралось сразу два человека: я и брат Мишка, решивший поехать вместе со мной.
      Время предполагалось распределить следующим образом: 1 день - дорога в Магнитогорск (для нераздельной мужской двойки путь неблизкий - 300 км), 2 день - знакомство с городом и его обитателями, 3 день - путь обратно. Холодная погода (обещали -10 градусов по Цельсию с ветром) нас не очень смущала, просто мы постарались натянуть на себя как можно больше теплой одежды под красные стоперские ветровки.
      Утром 7 ноября встали в пять часов, еще до рассвета. Я не выспался, поскольку в час ночи только вернулся с грандиозной пьянки из Полетаево, где мы гостили на даче у сотрудницы нашего отдела. Впрочем, ожидание дороги все равно не дало бы мне нормально поспать.
      На "Мередиане" стопилось просто фантастически: машины подлетали одна за другой - правда, одни таксисты. Через полчаса, впрочем, удалось все-таки оторваться от сего деньгопросного места до выездного поста ДПС. Оттуда практически сразу - "Камаз" на 80 километров, до Красногорска. Водитель - потрепанный усатый мужичок из народа:
      - Только этот большой палец вверх никогда не показывайте! - наставлял он нас. - Не приемлю я эту американщину!
      Я, впрочем, уже давно так не голосую как раз по причине западности жеста сего: ведь путешествуем-то мы все-таки по российским дорогам.
      Под Красногорском нас немного утомила пара "тюленей". Мало того, что они, игнорируя все правила поведения голосующих на дороге, встали всего в двух метрах от нас, мешая стопить, так потом еще и обломали с машиной, когда мы, плюнув на все, уступили им позицию за ж/д переездом, отойдя подальше. Представьте ситуацию - "тюленям" застопилась прекрасная "Газель", но они даже не подошли к ней, увидев, что вдалеке показался автобус. После такого свинства водитель "Газели" нам останавливаться уже не стал.
      Только отъехал автобус, на трассу выползло еще трое "тюленей". Голосовали они нераздельной тройкой, опять же нагло заняв лучшую позицию, с которой только что уехала предыдущая пара. За десять минут тюлени так нас достали, что раздолбанный "Зил" до Южноуральска оказался нам только в радость. Водитель в потертой фуфайке рассказал нам, что он, оказывается, бывший миллионер и когда-то ездил на работу на "Линкольне". Разбогател он на добыче золота в Якутии, где десять лет назад старателям платили очень приличные деньги. На заработанные деньги он купил приличную квартиру, несколько машин и радовался жизни. Правда, даже став миллионером, он почему-то отправился в дальний рейс на грузовике простым шофером, попал в аварию, в результате чего крупно пострадал груз, за который пришлось нести ответственность. Суд приговорил его выплачивать пострадавшей стороне по 20% от ежемесячного заработка, однако вскоре пострадавшая сторона в лице тринадцати парней в спортивной форме потребовала активизировать процесс возмещения ущерба, выставив условие завершить расчет через две недели. Пришлось продать и квартиру, и все три машины. А в Якутии теперь старателям платят гораздо меньше.
      Под Южноуральском "висели" около получаса. Солнце хоть и светит ярко, но очень прохладно, прямо скажем. Трасса на Магнитку пустынная, машин почти нет. Остановилась, правда, пара местных, но местные они и есть местные: и везут недалеко, и денег просят. Наконец, удалось все-таки застопить машину с оренбургскими номерами - почти до самого Магнитогорска. Ура! Семейная пара долго рассказывала нам о родном поселке в Оренбургской области, где недавно снимался фильм "Русский бунт" о восстании Пугачева, и все местные жители, заснявшиеся в многочисленных массовых сценах, теперь кинозвезды.
      За разговорами еще и отогрелись, поскольку печка работала вовсю. Между тем, несмотря на то, что ехали мы на юг, снаружи становилось все холоднее, а снега - все больше. Очевидно, совсем недавно в этих краях был снегопад, и теперь раскатанный по трассе снег превратился в весьма неровный, но от этого не менее скользкий ледяной покров. Когда водитель поднял руку, чтобы просто протереть глаза, машина неожиданно потеряла управление, и нас понесло прямиком в придорожный кювет. Из-под колес взметнулись фонтаны сухого снега, машина резко развернулась и понеслась обратно, через дорогу - к противоположной обочине. Там - новый разворот, резкое торможение по снегу и, наконец, остановка. Все произошло настолько быстро, что мы даже не успели испугаться. Медленно вырулив со встречной полосы - какое все-таки счастье, что трасса сегодня так пустынна! - поехали дальше, на этот раз уже далеко не так быстро. Через пару километров увидели, как из кювета вытаскивают синюю "девятку". Водитель вспомнил, что сегодня она их обгоняла. Да уж, оказалась быстрей!
      Последние сто километров до Магнитки двигались крайне осторожно, поскольку под колесами был сплошной лед. По блестящей под солнцем трассе скользили снежные змейки, по сторонам - пустынная заснеженная равнина. Да, здесь уже можно смело встречать зиму!
      Высадили нас километров за пять до Магнитогорска. Крутой склон, обледеневшая трасса и пронизывающий ветер. Полчасика пришлось пошагать пешком, пока не нашли нормальный пригорок, зато оттуда уже уехали практически сразу - и до самого центра Магнитогорска. Часы показывали половину второго. Весь путь от Челябинска до Магнитки занял у нас ровно шесть часов - для нераздельной двойки достаточно неплохо.
      Идти вписываться к Бородуле было пока рано, поэтому мы еще успели погулять по городу, посетив все основные достопримечательности: знаменитый памятник "Тыл - фронту" (рабочий передает советскому воину огромный меч, в народе памятник называется "Подержи - я пописаю") на берегу реки Урал, памятник Первой палатке, центральную площадь и красивые кварталы Правого берега, построенные по проектам питерских архитекторов. Гуляя по проспекту Металлургов, наткнулись на павильон с надписью "РОК кафе". Вау! Такого даже в Челябинске нет! Размышляя о том, кто же является посетителями сего заведения, подошли поближе, и только тут оказалось, что за углом скрывается первая часть надписи - "ВЕТЕ". В целом - кафе "Ветерок". Вскоре похожий облом случился и с булочной, где мы хотели купить чего-нибудь подкрепиться, - стоило нам приблизиться, как она волшебным образом трансформировалась в "Рюмочную". Город иллюзий!
      Впрочем, главная достопримечательность города отнюдь не иллюзорна - это Магнитогорский металлургический комбинат, главенствующий над всем, что вокруг. Многие километры промышленных зданий и дымящих труб на противоположном берегу - тяжело дышащее индустриальное чудовище, нависшее над городом. Очень сильное впечатление!
      Под впечатлением от магнитогорских пейзажей направились к Мише Бородуле в гости. Проблуждав по глухим кварталам, с трудом нашли во дворах его дом, однако хозяина там не оказалось: наверное, еще не добрался до Магнитогорска. Впрочем, мы воспользовались представившейся возможностью познакомиться и с другими магнитогорскими обитателями и, позвонив по одному из записанных у нас телефонов, вскоре встретились с волосатым чуваком Ником Кудрявцевым, отличавшимся весьма своеобразным чувством юмора и игравшим не самую последнюю роль в тусовочной жизни Магнитогорска. Он без проблем нашел для нас вписку у одного из своих знакомых, которого звали Яша - чувак с очень пышной шевелюрой и юношеской непосредственностью восприятия всего окружающего. Квартира его была заполнена всяким хламом, который он подбирал на трассе или вообще черт знает где: таблички с надписями типа "Не влезай - убьет!", автомобильные фары, катафоты; центр гостевой комнаты гордо занимала массивная железная крышка от канализационного люка. Тем не менее, он оказался весьма ненапряжным чуваком, флэт его был достаточно просторен, и в наше распоряжение на время вписки даже была предоставлена вполне цивильная комната, где мы ночью и спокойно выспались, никем не потревоженные. Конечно, мы могли бы вписаться и у появившегося после наступления темноты Миши Бородули, наконец-то добравшегося по трассе до Магнитки, однако покидать уже устроенную вписку не хотелось, поэтому договорились встретиться уже завтра.
      Утром, сварив завтрак и угостив гостеприимных хозяев вписки, мы вновь отправились на поиски новых впечатлений. Так и не дождавшись благополучно продинамившего стрелку Бородули, мы двинули через весь город на окраину, где находилась так называемая "смотровая площадка" - вершина горы (около 500 м.), откуда, по рассказам многих, открывался великолепный вид на трубы комбината. Поднявшись по пустынной дороге на далекую заснеженную вершину на границе города, мы обнаружили, что нас не обманули - зрелище действительно ошеломляющее: магнитогорский индастриал полностью распростерся перед нами в своей жуткой красоте - в гигантских клубах дыма, пронзенных лучами стреляющего из-за тяжелых туч солнца.
      На следующее утро мы уже покидали город Магнитогорск, провожаемые равнодушным взглядом промышленного динозавра. Вместе с нами вышел на трассу Миша Бородуля, у которого мы вписывались вторую ночь, в крутом автостопном комбезе. Понятное дело, мы разделились - несмотря на то, что втроем мы представляли достаточно яркое зрелище, шансы уехать всем вместе одновременно представлялись крайне низкими. И без этого за постом ДПС нам пришлось "провисеть" почти час. Первыми уехали мы с Мишкой - километров на двадцать, до Буранного. Высадили нас в снежной степи, продуваемой всеми ветрами. На вершине белого обледенелого холма наши яркие автостопные куртки смотрелись, наверное, весьма эффектно, поэтому долго ждать нам не пришлось, и мы проехали еще километров двадцать, до поворота на Фершампенуаз. А вот там, рядом с автобусной остановкой, романтический эффект был уже не тот - остались только холод и пронизывающий ветер. Машины на трассе были редки, да и те почему-то не хотели останавливаться. Попрыгав на обочине около часа, мы почувствовали, что становится немного тоскливо, да и холод уже начал брать свое. Увидев, что на наши жесты остановился старенький "Москвич", мы были рады и этому. Правда, когда мы погружались в него, я заметил, как мимо медленно проезжает Toyota - Land Cruiser, обитатели которого, смеясь, подают нам какие-то непонятные знаки - наверное, хотели нам остановиться. Эх, а мы уже сели в этот "Москвич" на тридцать километров!
      Впрочем, "Москвич" ехал быстро, пристроившись как раз за тем самым "Круизером". Интересно, получится ли его обогнать. Номер у "Круизера" был не российский, поэтому его обитатели, очевидно, старались не искушать судьбу и вели машину крайне осторожно, чтобы не вводить в соблазн возможных гаишников. Так что у нас был шанс! Ну же, "Москвич"! И вот, когда "Круизер" притормозил рядом с какой-то автобусной остановкой, наша машина вырвалась вперед. Теперь главное - сохранить дистанцию! К счастью, "Москвич" ехал только до Арсинского, а потому "Круизер" не успел нас обогнать. Мы высадились из машины - и бегом на позицию! А вот и "Круизер"! Голосуем! Стопится! До Челябинска! Ура!
      Судьба все-таки вознаградила нас за стоическое "зависание" под Магнитогрском и Фершампенуазом. Оставшиеся двести пятьдесят километров мы преодолели быстро и уверенно. Когда пошла хорошая дорога, мы и вовсе летели со скоростью 120-140 км/ч, и после Южноуральска, на М36, нас сумели обогнать разве что два "Мерседеса" и еще какой-то летун непонятной принадлежности. В половине пятого вечера мы были уже в центре Челябинска. Весь путь занял шесть с половиной часов - так же, как и у Миши Бородули, который, сперва обогнав нас у поворота на Фершампенуаз на "восьмерке", в Челябинск прибыл одновременно с нами. Таким образом, трасса была пройдена вполне успешно. Ура, товарищи!

2002, Белоногов Дмитрий

ДРУГИЕ ДОРОГИ