Местное время.
(14 июня 2003г.)

      - Ну и где же машины?
      Мы с Верой Поляковой из Оренбурга стояли под тихим дождиком у поворота на Бердяуш, что в Уральских горах. Только что мы неслись на буйной "Ниве" по узкой горной трассе сквозь туман и ливневые потоки, обгоняя длинные хвосты машин, растянувшиеся за очередным вползающим на перевал грузовиком. Встречные огни фар, пронзительные гудки из тумана, темные корпуса автомобилей, стремящиеся вперед, к неведомой цели, - и вдруг вся эта напряженная неразбериха разом осталась там, позади, стоило лишь свернуть немного в сторону. Здесь дождик спокойно и умиротворенно мочил сонный асфальт и наши рюкзаки, а дорога тихо дремала, видимо, понимая, что машина потревожит ее еще не очень скоро.
      Собственно, небольшая автостопная экспедиция в Урочище Пороги, что в лесной глухомани к северу от Сатки, заранее подразумевалась скорее как массовый автостопный поход - то есть пешком, а если повезет, то и на всем, что под руку попадется. Высокий уровень моральной подготовки не дал нам сразу пасть духом, и мы только порадовались, что в самый последний момент большинство желающих экспедироваться все-таки предпочли магистральные трассы и большие города. Два автостопщика на глухой локальной дороге - это и без того более чем достаточно.
      Первой машиной, зарулившей с трассы в нашу сторону, оказался красный побитый жизнью "Жигуль".
      - Здравствуйте! - весело обратились мы к молодому водителю-башкиру, диковато глядящему на нас из кабины. - Можно с вами в сторону Бердяуша, если по пути?
      - Триста, - лаконично ответил он.
      - Чего триста? - уточнил я, теряясь в догадках, какая валюта может ходить в здешних краях. За пятнадцать километров до Бердяуша разве что триста грамм можно попросить!
      - Триста рублей, - будто обухом по голове прибил мои сомнения башкир, и я, слегка охренев, тихо крякнул.
      - Ну, вообще-то, у нас таких денег нет...
      - Двести пятьдесят, - последовало новое предложение.
      - Да мы вообще без денег, автостопом добираемся, на попутках, - пояснил я ситуацию, почувствовав, что торг может длиться долго.
      - А откуда вы такие взялись? - с туповатым видом полюбопытствовал водитель.
      - Я из Челябинска, девушка - из Оренбурга. Сейчас с Ильменского фестиваля едем. Решили вот небольшой поход устроить, Пороги посетить. Просто нам очень много о них рассказывали, вот мы и задумали туда добраться. Пешком или на попутках, как получится...
      - Ладно, садитесь, половину пути до Бердяуша вас провезу, - согласился башкир, видимо, удовлетворившись нашим объяснением. - Не знаю уж, как вы будете дальше добираться. Вам в Сатке надо было на автобус до Чулковки сесть, а сейчас от Бердяуша вряд ли машина дальше пойдет.
      - Ну ничего, в крайнем случае пройдем пешком. А что, на Пороги совсем ничего не ходит?
      - Неа, сейчас вряд ли. Дождь сильный, мало кто туда поедет. Туда обычно в солнечные дни народ ездит отдыхать, а сейчас что там делать?
      Так уж получается, что с погодой в наших небольших автостопных экспедициях всегда большая невезуха. Взять хотя бы вылазку на самый глубокий в мире угольный разрез Коркинский в декабре прошлого года, когда из-за хмурой погоды и застоявшегося холода вместо гигантского карьера мы обнаружили только широкое туманное озеро, в котором ничего нельзя было разглядеть и на расстоянии двадцати-тридцати метров! Вот и сейчас, собираясь посетить одно из живописнейших мест Уральского края, мы опять совпали планами с налетевшими со всех сторон серыми тучами, решившими серьезно подмочить и без того суровые горные пейзажи.
      Впрочем, практика показывает, что мерзкие погодные условия весьма и весьма способствуют приключениям, от которых порой остаются очень сильные впечатления. Гораздо более сильные, чем от банального пикничка под теплым летним солнышком!
      Бодро шагая в дождевиках по мокрой пустынной дороге, мы размышляли, какие сюрпризы ожидают нас на этот раз.
      Шум машины мы услышали издалека. После потрепанных "Жигулей", подбросивших нас километра четыре, и забитой битком легковушки, с нескрываемым удивлением проехавшей мимо, это была уже третья машина за полчаса. На этот раз - грузовая "Газель".
      - Ну что, в кабине места нет. Залезайте в кузов! - сказали нам обитатели машины. - Только у нас там мебель дорогая, поосторожнее!
      Автостопная глухомань мне определенно нравилась! Прежде всего своей необычайной простотой - останавливается каждый, кто только может взять, и уже не важно, в кабине, в кузове или где-то еще. Главное - что все равно возьмут! А когда выбора нет, все средства хороши! Тут уже дорога за тебя решает!
      Трясясь в маленьком кузове вместе с диванами и креслами, мы весело переглядывались, чувствуя, что самое интересное только начинается.
      Едва мы подошли к бердяушскому вокзалу, громкий голос над промокшими железнодорожными путями возвестил о прибытии кропачевской электрички, которая могла подвезти нас еще полдесятка километров в нужную сторону.
      - Даже электрички прибывают будто по заказу! - удивились мы.
      В природе есть немало автостопных "маньяков", которые из принципа избегают пользоваться каким бы то ни было рейсовым транспортом и готовы даже потерять лишние сутки или претерпеть любые другие малооправданные неудобства, лишь бы подтвердить свою крутую автостопную сущность и пройти весь путь именно автостопом, ради спортивного интереса. Нисколько не относясь к их числу, мы решили воспользоваться маленьким, но весьма приятным и своевременным подарком судьбы, и вскоре погрузились в теплую и сухую электричку, получив возможность хоть ненадолго отдохнуть от дождя.
      Все-таки неуважение - от подарков отказываться!
      Высадившись у деревушки Романовка и вновь выйдя на трассу, мы поняли, что поступили правильно. Машин не было вообще. Ни из Бердяуша, ни из Сатки. Только темная полоса асфальта среди мокрого леса, уводящая вдаль, черт его знает в какую глухомань. Дальше Порогов дороги не было, поэтому любая машина, которая бы появилась на дороге, могла идти только туда. Главной проблемой оставалось дождаться её.
      Рассудив, что под вечер такой машины может и вовсе не оказаться, мы двинули в сторону Порогов пешком. Оставалось всего ничего - какие-то восемь километров. Правда, такими темпами на вписку в Сатке сегодня мы уже вряд ли успевали, но, в конце концов, разве проблема - палатку под дождем поставить? Вперед - и прочь, жалкие сомнения!
      Хороший асфальт кончился уже через километр, и мы зашагали вверх по промокшей грунтовке вдоль глухих лесных зарослей.
      Минут через двадцать появилась и первая машина - легковушка, забитая под завязку. Но, естественно, она не могла проехать мимо и в легком удивлении затормозила рядом с нами.
      - Здравствуйте, господа туристы! Куда путь держите?
      Водитель второй машины, догнавшей нас еще минут через десять, даже вопросов задавать не стал, а сразу пригласил садиться. В предыдущую машину нас тоже приглашали, просто мы не смогли в нее втиснуться. Автостоп на Пороги воистину рулит!
      А вот, наконец-то, и Пороги! Местечко, конечно, просто замечательное! Давно слышал, что его объявили природно-историческим памятником международного значения, и, наверное, не зря! Для тех, кто не в курсе - около сотни лет назад в узком горном ущелье на реке Большая Сатка там отгрохали мощную плотину, которая функционирует по сей день и представляет собой весьма внушительное зрелище. А над бурлящими искусственными водопадами перед плотиной тихо устроилось у высоких туманных берегов гладкое озеро, настолько красивое, что Швейцария, наверное, просто отдыхает!
      Индустриальная старина в сочетании с дикой природой - наверное, беспроигрышный вариант для туристов. Именно для них специально рядом с плотиной построили шикарный трехзвездочный отель. Среди нескольких десятков почерневших деревенских домишек он, конечно, смотрится весьма странно, но все-таки придает пейзажу дополнительный колорит. Впрочем, еще от водителя узнав о действующих там расценках, заходить внутрь мы не решились. Да и вообще, отель в глуши - скорее тема для какого-нибудь триллера, и с приближением ночи как-то не очень хотелось эту тему развивать.
      Пора было подумывать и о возвращении в цивильный край, и мы, спрятавшись от дождя под деревянным навесом на выезде из деревни, прикинули наши шансы на то, чтобы добраться до Сатки хотя бы до полуночи. Часы показывали около девяти вечера, а машин, желающих выехать из Порогов, не наблюдалось. Решив, что сегодня еще можно будет пройти пешком километров восемь-десять, а потом поставить палатку, мы собрались основательно подкрепиться перед обратной дорогой. Но едва мы достали из рюкзаков хлеб и колбасу и приготовили бутерброды, послышалось урчание машины.
      Само собой, тормозить мы не стали, и Вера, выбежав к дороге, успела застопить грязный, изъеденный временем "Москвич". Я заковылял к дороге вслед за ней с рюкзаками, хлебом, колбасой и уже покусанными бутербродами. Рюкзаки мы забросили в грязнющий багажник, а все остальное хозяйство осталось со мной в машине, разместившись у меня на коленях: не успел даже в рюкзак запихнуть.
      Весьма помятый жизнью деревенский драйвер настороженно поглядывал на меня, пока я пытался завести разговор. Отвлеченные темы и рассуждения об особенностях местного колорита его ничуть не трогали, разум его был занят вполне конкретными вещами.
      - В Романовке можно будет на электричку вам сесть, если успеете, - рассуждал он. - До Бердяуша, может доберетесь. Если, конечно, электричка еще пойдет... В Сатку? Сегодня не попадете точно...
      Его колымага быстро тряслась по грунтовке между двумя высокими стенами лесных зарослей. Чтож, доехать сегодня хотя бы до Романовки - все лучше, чем пешком шлепать эти десять километров.
      И вдруг после очередного поворота дороги "Москвич" резко свернул на обочину. Сперва я решил, что мы собираемся остановиться на технический перерыв, однако жестоко ошибся - машина вовсе не думала останавливаться. Я даже не успел ничего сообразить, как "Москвич" пролетел через обочину в заросли, по лобовому стеклу захлестали ветки. В ту же секунду я увидел впереди стремительно приближающийся ствол дерева, и - а-а, ё-маё! - мы впечатались в него со всей дури.
      Тряхануло нас изрядно. Поскольку ремней безопасности в этой колымаге давно уже не наблюдалось, я чуть не прошиб башкой лобовое стекло. Всего пары сантиметров не хватило - впрочем, и на том спасибо!
      Все-таки "вся дурь" у "Москвича" на горной грунтовке и у какого-нибудь "Мерседеса" на скоростной магистрали очень разная, а потому отделались мы парой ссадин и легким испугом. Несколько секунд мы сидели молча, приходя в себя, наконец водитель решил первым дать оценку событию.
      - Что-то я не то сделал! - произнес он, озадаченно глядя на легкий серый дымок, поднимающийся из-под капота.
      Точнее, наверное, и не скажешь!
      Медленно выбравшись из машины, мы поняли, что сегодня на этом "Москвиче" мы уже никуда не доедем. В зарослях и грязи он засел капитально. Мотор не заводился, и водитель объявил, что, наверное, придется остаться здесь ночевать.
      - Но вам, наверное, лучше пешком пойти, - сказал он после тщетных попыток хоть как-нибудь сдвинуть автомобиль с места. - Может, на последнюю электричку все-таки успеете.
      Нам, однако, было немного неловко оставлять драйвера здесь одного. Минут через десять на пустынной дороге показался мотоцикл с тремя деревенскими мужиками, и мы вместе стали соображать, как бы вытащить "Москвич" из этой передряги.
      Вскоре мужики отошли на заключительное совещание. Перебросившись друг с другом парой фраз, они неожиданно погрузились вчетвером в мотоцикл и уехали в сторону Порогов. Мы стояли чуть поодаль, а потому даже не успели спросить, а нам-то что теперь делать.
      Через минуту мы остались одни на вечерней дороге рядом с разбитым "Москвичом".
      - Вот круто! - переглянулись мы. - И что, вернутся они сегодня или нет?
      Время подходило уже к десяти вечера. Кто знает, что на уме у наших деревенских товарищей? Может, они вообще собираются вернуться сюда только завтра?
      - По-моему, нужно идти дальше, - сказала Вера. - Водитель же сказал, что мы еще можем успеть на последнюю электричку. Он, наверное, и не ждет, что мы тут останемся.
      - Ну да, наверное, такую раздолбайку вполне можно и без присмотра оставить. Отсюда ее никто точно не угонит, а красть из салона нечего...
      Еще немного посовещавшись, мы решили продолжить путь. Тут-то и выяснилось одно немаловажное обстоятельство - багажник, в котором лежали наши рюкзаки, не открывался.
      Помучившись минут пять и убедившись в полной тщете наших попыток, мы поняли, что сегодня ночевать нам, наверное, придется здесь. Оставлять рюкзаки и палатку нашим деревенским товарищам почему-то не хотелось.
      - Ну все, приехали!
      Надо было еще умудриться так весело вляпаться! Но кто же знал, что первая в моей автостопной жизни авария может произойти на стареньком "Москвиче" на тихой грунтовой дороге!
      Мимо нас неторопливо проползла серая "Волга" и даже не остановилась. Впрочем, зачем им было останавливаться? Видят же, сидит парочка на заднем сидении "Москвича", впечатавшегося в дерево. Живы-здоровы, в дополнительных транспортных услугах, наверное, не нуждаются.
      Вполне возможно, что это была последняя машина на сегодня. Темнело.
      - Ну что, ситуация окончательно конкретизировалась в своей неопределенности, - подытожил я. - Значит, можно расслабиться.
      Как правило, когда выбора не остается, за тебя уже решает судьба, а ей куда виднее, чем нам!
      Минут через пятнадцать на дороге со стороны Порогов показался "Уазик", в котором сидел наш драйвер и еще несколько деревенских мужиков.
      - Да, ну и водилу вы себе выбрали! - подойдя к нам, весело ухмыльнулся один из мужиков. - Надо же было такого откопать!
      Я до сих пор не пойму, пьян ли был наш драйвер или все-таки нет. Хотя, судя по всему, он тоже многого не понимал.
      - Так вы все-таки объясните мне, что вы за спортсмены такие, - недоуменно пробурчал он, доставая наши вещи из багажника. - Горнолыжники, что ли?
      Да уж, хоть запаха от него и не чувствовалось, но разве на трезвую голову можно до такого додуматься?!
      Мужики решили вытянуть "Москвич" из грязи на "Уазике", что вскоре и удалось благополучно осуществить с помощью обычного троса и какой-то матери.
      После завершения операции выяснилось, что "Уазик" вовсе не собирается тащить "Москвич" за собой обратно в Пороги. С "Москвичом" остались разбираться трое, а сам "Уазик" ехал дальше. Аж до самого Бердяуша!!!
      Клёво! У нас опять появился шанс успеть на вписку в Сатку! В конце концов, после Бердяуша места все-таки не такие глухие, как здесь!
      - Ну, усаживайтесь! - приветливым визгливым голосом пригласил нас один из старичков, обитателей "Уазика". - Здесь, конечно, не люкс, это вам не "Мерседес"! Но ехать можно! Тормоза, правда, барахлят, но это ничего! Доедем!
      Высказывание старичка о барахлящих тормозах заставило нас несколько насторожиться. Похоже, здесь, в окрестностях Порогов, туговато было с нормальными машинами и трезвомыслящими драйверами. А убитая дорога после Романовки, серпантином извивающаяся по обрывистому берегу реки, после недавней аварии на "Москвиче" и вовсе не вызывала оптимизма.
      Все бы ничего, да вот только наш водитель в сумерках почти ничего не видел! Прямо по дороге вести машину он еще мог, но перед каждым крутым поворотом - а их на той дороге, наверное, не меньше десятка! - сидящий рядом второй старичок показывал ладонью, куда сворачивать. Особенно весело было, когда "тещин язык" проезжали!
      Сам поражаюсь, как только мы тогда доехали! Спасло, наверное, только то, что, кроме нас, других машин на дороге не было!
      В Бердяуш прибыли в половине одиннадцатого.
      - Какая половина одиннадцатого! - взвизгнул старичок-водитель, спросивший у нас, который час. - Вы по какому времени живете вообще?
      - По челябинскому, по какому же еще!
      - Какое еще челябинское? Думайте, что говорите! - рассмеялся он. - Половина шестого сейчас! Здесь у нас местное время, а челябинское нам не указ!
      Тоже пил, что ли? Или действительно "местное время" так действует?
      Чудом успев застопить последний автобус до Сатки, мы вновь убедились, что "местное время" доброе и правильное! Но до чего же все-таки глючное и раздолбайское!
      Мне оно надолго запомнится, это точно!

2003, Белоногов Дмитрий.

ДРУГИЕ ДОРОГИ