Александровская Сопка
(сентябрь 2002г.)

      Давно мечтал я побывать в горах - не автостопом, а просто так, по-походному - с рюкзаком за плечами добраться по глухим тропам и крутым каменистым склонам к какой-нибудь туманной вершине, откуда видно далеко-далеко. Конечно, без малейшего опыта штурмовать далекие вершины - дело достаточно рискованное, поэтому я решил, что для начала стоит выбрать себе цель попроще и поближе - просто попробовать: например, Александровская Сопка или Малый Таганай, куда совершают экскурсии все, кому не лень, даже школьники. Просто ощутить, каково это - тащить на себе рюкзак многие километры, ставить палатку, разводить костер и готовить на нем еду - ведь до этого я практически ни разу не ходил в поход, и все мне будет внове.
      Вместе со мной идеей похода в горы загорелась Юля. Вместе мы стали собирать народ - ожидалось, что нас будет много, однако претенденты сами собой отсеивались один за другим. В связи с отсутствием в нашей компании опытных походников, возникла проблема со снаряжением. Рюкзак, пенки и спальник у меня хранились с автостопных времен, а вот палатку пришлось покупать специально, за несколько дней до похода. Но даже решив проблемы с палаткой, мы выяснили, что у нас не хватает топорика, фонарика и даже котелка. Мы рассчитывали, что все это есть у Кати, которая обещала пойти с нами, однако Катя была в Екатеринбурге, и нормально поговорить с ней по поводу снаряжения мы не смогли. Зато в ночь перед походом Катя, приехав в Челябинск, сообщила, что у нее тоже ничего из вышеперечисленного нет. Да уж, крутые из нас походники, в растерянности подумали мы с Юлей, но решили все-таки сильно не расстраиваться и подождать до субботнего утра.
      Зная привычку Кати сильно опаздывать, мы пошли на обман и сказали, что утренняя электричка на Златоуст уходит из Челябинска на полчаса раньше, чем на самом деле. Поступили мы правильно, поскольку, как и ожидалось, Катя в поставленные сроки не уложилась и заявила по телефону, что она опоздала и никуда не поедет, хотя уже собралась и даже нашла котелок. Тут-то мы и приперли ее к стенке.
      На вокзале мы погрузились в переполненную электричку, показав тетенькам на входе честно купленные билеты до ближайшей зоны следования. Первый час пути мы ехали в набитом людьми тамбуре, и я мысленно подивился, и как только многие "вольные путешественники" могут предпочитать автостопу "езду на собаках" - долго, утомительно, а когда пассажиров становится мало, повышается напряжение в связи с возможным появлением "контры". До Кисегача мы три раза выходили на разведку в соседние вагоны, чтобы не быть застигнутыми "контрой" врасплох.
      Когда подъезжали к горам, небо заволокло тучами, и мрачно-синяя тень над далекими вершинами заставила нас призадуматься, а не лучше ли нам посетить сегодня красивейшее озеро Тургояк под Миассом вместо того, чтобы въезжать без оглядки прямо в холодную горную сырость. Однако отступать не хотелось, ибо целью нашей были все-таки горы.
      Подъезжая к станции Сыростан, я увидел на платформе пеструю толпу школьников, среди которых неожиданно мелькнула красная мишкина куртка. Ничего себе - Мишка собственной персоной! А вот Степа, мишкин друг - увидел меня еще с платформы и машет рукой. Ха! Вот это встреча! Ведь Мишка с классом еще вчера, в пятницу поехал на Уральскую Сопку. Оказывается, в Сыростане они просто останавливались на ночлег, а теперь с похмелья уже двинулись прямиком к покорению Уральской Сопки. Воспользовавшись случаем, я расспросил их руководителя, как добраться до Малого Таганая, и заодно выслушал мнение бывалого походника о том, как нам, неподготовленным, будет там тяжело.
      Пока я тусовался в соседнем вагоне с мишкиной компанией, Юля с Катей в мое отсутствие умудрились схлопотать неприятности с контрой, которая появилась внезапно совсем не с той стороны, откуда ее ждали, и застукала девушек курящими в тамбуре. И если на курение в тамбуре контра закрыла глаза, то за безбилетный проезд она, на первый взгляд, собралась спрашивать строго. Пришлось нам с Юлей бежать в последний вагон и покупать билет еще на пару станций. Могли бы, впрочем, и не брать: контра оказалась не слишком прилипчивой.
      Мы подъезжали к станции Уржумка. Мишка рассказывал нам, что от сей станции до Александровской Сопки - минут сорок ходьбы; что дорогу туда найти - пара пустяков; что рядом с Сопкой проходит трасса; что в лесу у подножия Сопки полно хвороста и никакой топор там не нужен; что на станции Уржумка есть ларек, где можно купить чего-нибудь согревающего... Одним словом, мы пришли к выводу, что выходить нам нужно здесь.
      Оставив Мишку с компанией в электричке, промозглым утром мы высадились на станции Уржумка. Нас встретил пронизывающий холодный ветер и равнодушное серое небо, задернутое грязной вуалью. Протопав по длинному темному тоннелю под железнодорожными путями до ларька, мы обнаружили, что с водкой, похоже, придется обломаться: продавалось только пиво, согревающими свойствами особо не отличавшееся. Впрочем, мы решили, что оно и к лучшему: ведь и водка на самом деле не согревает, а только создает иллюзию тепла - да и гораздо приятнее взбодриться в походе горячим чаем, нежели водкой, от которой тупеешь и клонишься в сон.
      Натянув на себя всю теплую одежду, имевшуюся в наших рюкзаках, мы зашагали вверх по грязной уржумской улице. Когда мы добрались до трассы, далеко за верхушками деревьев неожиданно выросла Александровская Сопка - далекая скалистая вершина, коричневая громада, окутанная шарфами темной растительности. Решив, что теперь-то сбиться с пути будет трудновато, мы смело углубились в лес по одной из широких троп, уводящих с трассы. Правда, тропа постепенно начала заворачивать не в ту сторону, под уклон, и нам пришлось покинуть ее и идти, куда подсказывает интуиция - туда, где подъем. Чтобы окончательно удостовериться в правильности выбранного направления, меня послали залезть на дерево и посмотреть, в какой же стороне находится Сопка. Увы! - даже добравшись до раскачивающейся верхушки одной из сосен, я увидел вокруг лишь такие же колышущиеся на ветру верхушки - сама же Сопка пряталась где-то рядом и, наверное, тихо посмеивалась.
      Интуиция нас все-таки не подвела, и, двинувшись дальше, мы вскоре увидели, как за стволами деревьев блеснули скалы. Нагромождение гигантских камней, усыпающих склон от самого подножия Сопки, скрывалось далеко наверху среди деревьев-часовых, мрачно взирающих на нас с длинного скалистого уступа. Стало как-то не по себе, немного боязно было подниматься по крутому каменистому склону с тяжелыми рюкзаками: все казалось, что рюкзак утянет назад, вниз, на тупые камни у подножия. К счастью, подъем оказался не так уж и опасен - перебираясь с камня на камень, мы достаточно быстро достигли уступа и стали искать место для палатки. Правда, среди дрожащих деревьев, прогибающихся под порывами ветра, на краю обрыва ставить палатку нам не захотелось. Решено было сначала подняться на вершину, а потом уж заняться установкой палатки, но уже не на уступе, а внизу, у подножия Сопки, где ветер не так страшен. Тем более, что рюкзаки гораздо проще, чем палатку, спрятать от посторонних глаз.
      Только мы об этом подумали, как появились и посторонние глаза: сперва это были далекие детские крики, но вскоре на каменистой тропе показалось несколько пацанов - детишки из школы налегке отправились в поход. Наверное, слегка удивленные нашим рюкзакастым видом и яркими "стоперскими" куртками, они поинтересовались, уж не геологи ли мы - нет, мы просто туристы. С тем и разошлись. Мы обогнули склон и, спрятав рюкзаки под деревьями, стали подниматься на Сопку с другой стороны.
      Из-за стремительно несущихся по небу туч лучами сверкнуло солнце, осветив простирающиеся прямо под нами бесконечные леса, волнами скатывающиеся и вздымающиеся по горным склонам, исчезая далеко на горизонте в синем тумане незнакомых вершин. Узенькой серой лентой среди пестрого лесного океана блеснула трасса, уходящая к далеким белым строениям-многоэтажкам в одной из долин - Миасс. А ведь мы только начинали подъем!
      Карабкаясь с камня на камень, мы порой чувствовали, как непрочна опора под нашими ногами: камни то и дело вздрагивали с предательским скрежетом, грозя осыпаться вниз. Выбирать путь приходилось достаточно осторожно: исхоженная тропа к вершине находилась на противоположном склоне Сопки, мы же просто наудачу карабкались по каменистым нагромождениям.
      И вот - длинный скалистый гребень, за которым - только небо. Вершина! Едва мы поднялись из-за скалы, на нас яростно обрушился холодный ветер. Порывы ветра на вершине были такими сильными, что порой приходилось держаться за камни, чтобы случайно не упасть. Зато какой с вершины открывался вид! И суровые горные хребты на безлюдном севере, и казавшийся совсем близким Златоуст, сверкающий в переливающемся солнечном тумане, и уже увиденный со склона Миасс, и несколько других незнакомых нам далеких поселений, и бесконечные горы!
      Пробираясь под порывами ветра по скалистому гребню и прижимаясь к холодным камням, чтобы добраться до самой высокой скалы, венчавшей Александровскую Сопку, мне казалось, что сам Дух Горы - рядом. Положив ладонь на холодный камень вершины и подняв глаза к небу, вздымающемуся передо мной, я почувствовал, что горы стали мне ближе.
      Близился вечер, настала пора спускаться и позаботиться о ночлеге. Палатку мы поставили у самого подножия горы, всего в сотне метров от костра поднимались высоко вверх молчаливые скалы. Когда мы поужинали сваренным на костре супом с тушенкой, уже совсем стемнело, начал накрапывать дождь.
      Всю ночь над палаткой громыхал ветер, тревожно шумели деревья. Прижавшись в темноте поближе друг к другу, чтобы согреться, слушали мы тяжелое дыхание осени.
      Наутро выглянуло солнце, однако стало, пожалуй, еще холоднее. Варить завтрак мы не стали, надеясь успеть на утреннюю электричку. Тем не менее, замешкавшись с укладкой палатки, электричку мы все-таки упустили. Чтож, значит настала пора прибегнуть к уже не раз испытанному на дорогах нашей Необъятной методу передвижения - автостопу.
      Неподалеку от Александровской Сопки проходила трасса, соединяющая Златоуст и Миасс. Машин, конечно, там проходило меньше, чем по М5, но все же шансы уехать были весьма велики. Выбравшись на трассу, мы разделились: Юля с Катей захотели остаться там, где и вышли, я же ушел метров на двести вперед, встав за поворотом. Холодно было. Простояв полчаса и не застопив ни одной машины, я обернулся и увидел, что Юля с Катей уже прыгают у дороги и размахивают руками, чтобы согреться. Затем им захотелось сменить позицию, и они прошли метров триста, встав уже передо мной, хотя и достаточно далеко. Однако и там они стали прыгать от холода, а вскоре и замахали мне руками, видимо, призывая идти на станцию и дожидаться там электрички. Сдаваться, правда, так не хотелось!
      И вот, когда Юля с Катей уже потеряли терпение, я застопил-таки "десятку", идущую в Миасс. В машине сидел бородатый мужик с молодой подругой, которые без проблем согласились не только взять всех троих, но даже подбросить до М5, специально ради нас сделав приличный крюк. О такой удаче я даже и не мечтал, зная, что выбираться автостопом из центра Миасса - очень долго и муторно. Видимо, не зря судьба заставила нас простоять на ветру целый час - ждала действительно подходящую машину! А уж по М5 добраться от Миасса до Челябинска и вовсе проблем не составляет!

2002, Белоногов Дмитрий, uralstranger@gmail.com

ДРУГИЕ ДОРОГИ