Как меня пытались покрестить
Автор - Нурия
2000 год. Мое второе путешествие автостопом, пока только до Казани. В гости к одногруппнику герру Газизуллину. Мой напарник, Рустик Мингажев (minrust), вроде как договорился с ним. Долетели мы быстро, но телефонный голос сообщил нам, что "Тимура в городе нет, будет через 2 дня", что в переводе означало: "А теперь вы, ребята, бомжи!" Вспомнив заветы АВП, пообщавшись с местными, узнали мы о существовании Раифского монастыря. Куда и благополучно устопились.
Раифа находится в заповеднике (или заказнике?), в общем въезд туда ограничен, но весьма условно. Топаем по живописной дороге и вдруг видим статную фигуру в черном, которая дымит сигаретой. При нашем приближении сигарета улетела в кусты, так мы познакомились с земляком - Алексеем. Он очень обрадовался, когда узнал, что мы "паломники из Уфы". Провел нам ускоренный спецкурс по правилам поведения в монастыре - креститься при входе-выходе, после аминя, не одевать вызывающих одежд, юбок выше колена. К слову сказать я там за два дня так руку набила, что до сих пор правильно умею креститься, хотя чувство неловкости при этом не исчезло.
Чтобы поселиться (кстати нахаляву) в гостинице для паломников за территорией монастыря нужно благословение от настоятеля, тогда им был Отец Всеволод. Я сильно трусила перед получением, представлялись какие-то странные процедуры с произнесением церковных слов. Но все оказалось проще.
- Паспорта давайте! - сказал нам настоятель, с огромным крестом на животе, сидящий в окружении кучи оргтехники.
Из принтера выпозла бумажка с красивым шрифтом "Благословение". Всеволод дыхнул на печать, и вот оно - у нас в руках - благословение на проживание в течение 2 дней в Раифском монастыре Казанской епархии. Жалко, что оставить его себе не удалось - документ подшивается в домовую книгу гостиницы.
Поужинали мы на берегу озера остатками дорожной еды - кстати места там - чудесные - тихое лесное озеро, сосновый и смешанный лес, тишина и гармония храма. Все в новинку - и шастающие туда-сюда монахи, и иномарки у входа, и яблони (время было как раз Успенского поста, Яблочного спаса мы так и не дождались), и торговля святой водой (если набирают больше 5л), удивительно пестрые клумбы, кошки и коты, вальяжно греющие пузы. Спать разошлись в разные кельи - я к женщинам, Руст - к мужчинам. Мужская была набита - занятыми оказались даже вторые этажи кроватей. В моей попроще - зато и климат был типичным, женщины решали сканворды, вяло переругивались, сплетничали о матушке Софье, делили работу на завтра. Запомнилась мне девочка Леночка лет 11 из Москвы. Мама ее - богомолица, возит летом во время каникул по храмам, где за выполнение нехитрой работы они имеют жилье и еду. Леночке надоели монастырские харчи и она с радостью помогала нам уничтожать запасы домашних сухариков, пряников и конфет. Веселая и задорная, она круглые сутки ела яблоки, от которых потом всю ночь, простите, пукала. За это на нее все время ворчали как мама, так и более старшие тетьки. Я подкармливала Лену активированным углем и старалась смягчить нападки. Вопросов никто не задавал, одна простыня была рваная, а вторая - короткая. Но я все равно спала в спальнике. Еще мне понравилась Вика, ей на вид лет 16. Она хочет стать пономарем. Бабы ее отговаривали, мол, работа неженская, неблагодарная, тяжелая. Но ее не так-то просто, есть в ней та целеустремленность, на которую смотришь и понимаешь - станет, еще как станет. И пономарить будет так, что все мужчины заткнутся. Вика по вечерам учила тексты и церковно-славянский. При этом девушке ничто женское не чуждо, отвлекаясь от книг, она вставляла меткие замечания в разговор взрослых женщин, бодро разбиралась в косметике и моде.
Мужская келья всем составом ходила на заутреню. Женщины спали. Меня разбудили только к завтраку. Так мы с удивлением обнаружили, что кормить нас тоже будут за компанию. Наш верный проводник Алексей по свойски положил нам постной каши и налил квасу. Ух! Какой, оказывается, вкусной и разнообразной может быть вегетарианская пища! Этому я не переставала дивиться все последующие трапезы.
Интересна история места, на котором стоит Раифа. Раньше на круглой поляне вблизи озера стояли старые ивы, часть из них еще сохранилась на берегу. Толстые, морщинистые стволы, им на вид более 300 лет. Когда-то давно здесь было мольбище черемисов, но потом пришли православные. Часть деревьев вырубили сразу, построили храм. Теперь считается хорошим тоном сжигать (нет, уверяеют сами монахи - происходит ЧУДО, ивы сами загораются, не выдерживают пламени истинной веры, уносят с собой языческие обряды) по одному дереву в год к какому-нибудь празднику, чаще зимой ближе к рождеству.
Второе чудо - озеро полно лягушек. Которые не квакают. Говорят, что один товарищ просил в своей молитве чтобы зеленые не отвлекали его от молитв, что и было выполнено. После этой телеги я, будучи барышней бестактной, тут же заявила, что всю ночь и вечер слышала как минимум одну лягуху, надрывавшую глотку прям за окном. Алексей смутился (а впоследствие признался, что ту квакушку они всем монастырем отлавливали, задрав полы ряс).
Алексей, на ту пору ответственный за святую воду, устроил нам обалденную экскурсию, к которой время от времени примыкали старушки благочестивого вида, от коих мы убегали, надоели они служителям культа хуже горькой редьки. Потом слушок, что на территории завелись атеисты, проник в среду молодых монахов и понеслось... Нас убеждали, просто интересовались, светски болтали, просвещали самые разные товарищи - от вульгарных христиан и передумавших буддистов, бывших сектантов, до умнейших чуваков с высшим теологическим образованием (сильная штука, я вам скажу! убедительно шпарят - разбираются в философии, цитируют, ведут дискуссии не переходя на личности, прелесть!!).
К концу второго дня интересных бесед, экскурсий, купаний, прогулок по сосняку, молитв, вкусных обедов и ужинов я была почти согласна креститься. К тому же во мне говорила жаба - таинство крещения стоило на тот момент порядка 500р, нам же всё, как друзьям монастыря, обещали нахаляву, плюс в подарок крестики и иконки. Раифа богатый монастырь - в благодетелях у них всякие татарстанские шишки, Починок (на тот момент еще что-то значивший), российские политики, Ельцин купался в озере, Путин заезжал (это позже было). На момент нашего приезда приютские детишки рассекали где-то в Ватикане на экскурсии. В общем, понтовое место. В качестве окончательного гвоздя в крышку аргументов за крещение нас отвели к отцу Филиппу, да, харизмы этому рыжему громкому мужику с чесночным запахом из нездорового рта не занимать. Но меня его аргументы скорее отвратили. И ночью, уже лежа в постели я это поняла окончательно. Передумала. Нечестно это - креститься, когда не веришь по-настоящему. Православие - оно хорошее, но для меня скорее просто сказка, нежели источник веры.
А вот Рустик, кажется, всерьез собирался покреститься. Но после заутрени, когда надо было целовать икону, крест и руку отца Филиппа - у него отняли последний элемент и гаденьким голоском возвестили: "А тебе я руку целовать не дам, ты ж некрещеный!" Гордый Руст повернулся и ушел, вызвал меня из кельи, мы собрали вещи, попрощались с Алексеем и молодыми монахами и ушли. Можно подумать, что мы креститься собирались чтоб его руки жирные целовать, да пошел он...
Трасса обратно была такой же легкой и быстрой. Мы назвали ее "благословенной" - чем вызвали взрыв смеха у наших друзей в Казани. От церковного лексикона избавлялись медленно. :-)
P.S. А еще там был очень прекрасный отец Амвросий, бывший питерский хиппи и матрос, подаривший нам просвирки в дорогу. Тактичный, умный, интеллигентный, катался в каких-то дремучих 80-лохматых годах стопом, знал Цоя и Майка (если не врал), и так и не ответивший на вопрос: "И как же вы от всего этого ушли - травка, рокенролл, девочки, свободная любовь?"
P.P.S. Через полтора года ко мне в середине января постучался в дверь высокий человек в рясе и куфие. Братишка опешил и сказал: "Это, кажется, к тебе" Соседки, с детства меня не долюбливавшие, офигели. Алексей переводился куда-то в Толбазы или Турбаслы, по пути заехал в родную Уфу к родственникам и ко мне. Он назвал нашу хрущевку "просторной кельей", группу Краски, услышанную в маршрутке, "душевными", принял в дар пару кассет с детскими песенками, поделился мечтой купить себе плюшевого льва. А когда он сказал, что всего на пару лет меня старше - настала пора удивляться мне.