СНАРЯЖЕНИЕ

Рекомендации Александра Иванова, путешественника и автостопщика из Тюмени.


Общее снаряжение (то, без чего невозможно):

0) ДОКУМЕНТЫ – в непромокаемом пакете: паспорт, студенческий, дорожная грамота, водительское удостоверение, карточка с деньгами. Надо сделать копии паспорта и спрятать далеко. Часть наличных денег тоже спрятать. Фотографии, блокнотик, карандаш, копии страничек атласа дорог.


1)РЮКЗАК. Больше чем вещь, это символ, без рюкзака само путешествие превращается в прогулку.
Требования:

* Непромокаемость - важность этого объяснять не надо.
Если основная ткань рюкзака промокает, можно сделать легкий непромокаемый чехол, закрывающий все, кроме спины, на худой конец - можно вставить внутрь большой полиэтиленовый мешок, или просто упаковывать все вещи в маленькие мешочки.

* Удобство.

а) Подвеска (лямки, пояс) мягкие и с возможностью широкой регулировки

б) Разные карманчики, сеточки, шнурочки, в общем все, без чего можно обойтись, но с ними очень приятно.

в) Фронтальная загрузка (то есть не сверху, а сзади), ну, или рюкзаки с "подвалом" (второй вход снизу)- для поиска вещей. Как показывает практика, самые нужные вещи лежат внизу.

г) Объем. С маленьким рюкзаком (15-25 л) удобно ходить и ездить, в большой 60-90 л удобно складывать вещи. Конечно, для большого путешествия - большой рюкзак, но увлекаться не надо, лучше 50-60 л, не более 15 кг. Удобно в большие поездки брать еще мальнький тоненький рюкзачок, плюс к большому, для прогулок, покупок и.т.д.

* Цвет - яркий, а то в кустах потеряете.

2) СПАЛЬНИК. Важен даже в маленьких поездках, добавляет уверенности и комфорта.

Требования:

* Размер и вес. Маленький. Прогресс ушел дальше больших холодных ватных спальников. Сейчас можно найти легкий тонкий спальник для летне-южных поездок весом 500-600 г. и теплый пуховый (или иной) - для зимы и ночевок на улице до 1,5 кг. Иметь два спальника на год, конечно, лучший вариант.

* Теплота. Температурный режим написанный на этикетке не является правильным, для каждого он индивидуален. Холодный для лета, теплый - для зимы.

* Цвет. Темный реже стирается.

* Неплохо для упаковки иметь компрессионный мешок.

3) КОВРИК. Для спанья на полу, земле и т.д. Требования:

* А тут уж смотря для чего. Если вы намереваетесь спать на снегу и льду, то надо потолще. Обычные ижевские "пенки" промерзают, а толстые - занимают много места в рюкзаке. Тут надо выбирать. Лучше спать в тепле.

* Для лета и квартир - тонкие фольгированные коврики, продающиеся в рулонах. 60 х 100 см минимум, можно и больше.

* Для сидения в разных неприспособленных местах полезна сидушка - это кусок пенополиэтилена по размерам попы, на широкой резинке.

4) ОДЕЖДА.
У нас используется два комплекта одежды: один теплый и один холодный.
Теплый:

КОМБЕНИЗОН утепленный,
богато обшитый СОПами не очень яркий с яркими вставками. Мне кажется, что кислотно-яркие комбинезоны сильно раздражают взгляд и быстро пачкаются. Лучше использовать комбинированные варианты.
Рекомендую СОПы нашивать как обрамление вашего контура: ночью это выглядит как светящийся человечек, а не как дорожный знак или сотрудник ГИБДД. Мы нашиваем полосы только на конечности. На грудь – съемные светоотражатели в виде фартука на яркой ткани. Это позволяет защитить СОПы от лишних стирок и воздействий внешней среды, и выглядит достаточно эффектно.
На комбинезоне должно быть достаточно карманов, он должен быть достаточно большим, чтобы вместить под себя разную одежду, прочным и удобным.
Физиологическая ширинка. Молния на моем комбезе начинается на шее и заканчивается в районе крестца и содержит три собачки. Одна открывает классически сверху, одна снизу (для маленькой нужды), и одна открывает молнию спереди назад, для больших желаний., молния должна быть прикрыта клапаном, лучше пластиковая с большими зубами и прочная. 
Что лучше, комбез или полукомбез? Это индивидуально. У каждого есть свои преимущества. Не могу советовать. Считаю, что полукомбез удобнее, а сам хожу в комбезе и не жалуюсь.

ШАПКА - в зависимости от условий, от полартековой шапочки до пухового или тинсулейтового шлема. Важно, чтобы закрывало уши.

ВАРЕЖКИ - именно варежки, а не перчатки. Большие, теплые и на резинке, как у детей, чтобы не потерять, из материала, к которому не пристает снег.

ТЕРМОБЕЛЬЕ.
Комплект одежды из полартека на холод и тонкое термобелье на повседневную носку и сон в спальнике.

НОСКИ. Я ношу носки фирмы levron уже два года - без единой дырки, очень удобные и достаточно теплые. Плюс 2 пары х/б носок для новседневной носки и одни шерстяные для мороза.

От шерсти в одежде мы отказались от тяжести и сырости. Остались только шерстяные носки.
ОБУВЬ - простые кожаные БОТИНКИ на шнурках, пропитанные от влаги, + БАХИЛЫ для защиты их от снега. 
На сильный холод – УНТЫ, это тяжело, долго сушится, но другого выхода пока не вижу.

Холодный: 

Для лета и юга мы используем одежду из простой грубой х/б и льняной ткани. Обязательно длинную и с капюшонами. Никаких шорт и футболок! Одежда обшита СОПами по тем же принципам, что и теплый комплект.
+ Плащ
ДОЖДЕВИК. Это важно. Сухо. Яркий, непромокаемый, большой, чтобы влезть с рюкзаком.
САНДАЛИ. Кожаные или неопреновые, какие есть.

ТО, С ЧЕМ УДОБНО,

5) ПАЛАТКА.

После поездки по кавказу без палатки я понял: на длительных поездках она необходима. До этого как-то обходился. Тут все зависит от местности, по которой вы перемещаетесь, от ваших наклонностей. Но основные моменты одинаковы.

* Палатка должна быть двухслойной! Иначе каждое утро вас будет встречать прохладный душ со стенок.
* Палатка должна быть каркасной. Это позволит поставить ее в любом месте, добавит ветроустойчивости и весу (считаю, что это того стоит) Какой каркас лучше? Однозначно алюминий. Это прочно и надолго. Можно и в лесу и в горах палатку ставить. 
* Цвет. Чтобы не привлекать много внимания – темный. У меня синий. 
* Удобности. Самое главное – это непромокаемое дно (из ткани, а не из армированного полиэтилена!), непромокаемая крыша – проклеенные швы, сетка от комаров!, карманчики, полочки…
Удобны маленькие соло палатки для альпинизма, но они достаточно дороги.
Все эти штуки утяжеляют палатку, делают ее дорогой, но позволяют ей выполнять свою главную функцию: быть домом Это важно для отдыха и комфорта. Есть смысл тащить дом, нет смысла тащить мокрую грязную тряпку под названием палатка.

6) ПРИМУС.

Удобно, быстро. По цивилизованным местам хороша газовая горелка. Нет вони бензина, достаточно безопасно, легко, но возникает проблема с топливом. 

Бензиновые горелки решают проблему с топливом, но остальными всеми проблемами загружают.
Наверное, как вариант – мультитопливная горелка, но я только хочу ее опробовать, не могу пока ничего сказать.
+ КАСТРЮЛЬКА с плотной крышкой, СПИЧКИ, ЛОЖКА, металлическая КРУЖКА, ТРЯПОЧКА «прихватка», «ТОРПЕДА» для воды и еще одна для крупы.

Зимой примус я заменяю на ТЕРМОС 1 л. с металлической колбой.

7) ФОНАРЬ без него почти невозможно ночью. А так – очень удобно.
Лучше на светодиодах (это избавит вас от проблемы ежедневно менять батарейки) и налобный (это освободит руки). 

8) ТЕЛЕФОН без комментариев. Удобно. Прочный, неприхотливый, с хорошим аккумулятором, удобно иметь автоЗУ, Оператор должен предоставлять хороший роуминг. Я пользуюсь Мегафоном и NOKIA 1100.

9) ФОТОАППАРАТ
У меня ЗЕНИТ. Хочу цифровой.

10) АПТЕЧКА этому вопросу посвящена отдельная глава.


Об экономической стороне.

Почти все описанное снаряжение достаточно дорого, но помогает путешествовать комфортно и безопасно. А большие путешествия без хорошего снаряжения, по моему мнению, нельзя организовывать. На поездку выходного дня можно и без снаряжения, до недели я путешествую с рюкзаком 14 л. А вот в большую экспедицию извините.… Поэтому можно еще раз повторить: автостоп – это не халява! Готовьтесь к серьезным экспедициям со всей серьезностью. 

© Иванов Александр.


Вернуться в раздел советов