История Уральского автостопа

Урал - старый край суровых молчаливых гор, испокон веков охраняющих границу Европы и Азии. Именно на Урале утонченная роскошь и богатства Востока встретились с железной деловой хваткой Запада. Именно через Урал были проложены торговые пути, по которым вскоре потянулись бесчисленные караваны с самыми разнообразными товарами. Нередко к караванам сим присоединялись попутчики, понимавшие, что путешествие на попутном транспорте гораздо быстрее, и безопасней, чем пешком и в одиночку. Наверное, это были одни из первых уральских автостопщиков. История не сохранила их имена, так же, как и многих других последовавших за ними - одиноких уральских странников, ушедших по трассе во мглу времен.
Может быть, когда-нибудь найдется тот энтузиаст-исследователь, который решится бросить все свои силы на изучение заметенных придорожной пылью следов. Наверняка он найдет немало свидетельств о многих автостопщиках, в различные периоды времени пересекавших Уральские горы с запада на восток и обратно. Наверняка он встретит такие имена, как, например, ПЛАС (Питерская Лига Автостопа) или АВП (Академия вольных путешествий), чьи представители не раз переваливали через Урал во время своих знаменитых экспедиций. Между тем, историю собственно уральского автостопа до начала третьего тысячелетия проследить гораздо сложнее, поэтому ограничимся лишь тем, что нам доподлинно известно, то есть "новейшим периодом".

Итак, хоть автостопщики на земле Уральской водились издревле, заявлять о себе или объединяться в какую-либо организацию они не спешили, поскольку являлись они людьми крайне вольными и независимыми. Тем не менее, даже самым матерым волкам-одиночкам хочется общения с себе подобными, и вскоре среди Уральских гор задул свежий ветер перемен: в крупном промышленном городе Магнитогорске на юге Челябинской области появилась своя автостопная команда - настоящая, комбезная и даже с собственным президентом, которым стал Миша Бородуля (MICHA). На Уральской Эльбе-1, состоявшейся осенью 2001 года, Магнитогорская Автостопная Команда (МАК) играла весьма немаловажную роль - во многом благодаря ее усилиям Эльба и состоялась. Местом проведения Уральской Эльбы было избрано озеро Аллаки, располагавшееся неподалеку от трассы, соединяющей Челябинск и Екатеринбург, как раз в середине пути между двумя этими городами, что и предопределило дальнейшее развитие автостопного движения на Урале. Сама судьба повелела объединиться автостопщикам из соседних областей!
Шло время. Отгремела Уральская Эльба-2, наступило лето, и новые люди вышли на трассу в ярких стоперских куртках. В Челябинске даже образовалась автостопная команда - Vectra, представлявшая собой достаточно узкий кружок друзей и знакомых челябинской автостопщицы Ольги Куренковой (Well). Вместе с тем, независимых автостопщиков, передвигавшихся как парами, так и в одиночку, становилось все больше. Немало было их и в Свердловской области, и наконец случилось то, что рано или поздно должно было случиться - протрубил призыв объединяться, причем почти одновременно как на севере, так и на юге. На севере, в Екатеринбурге одной из вдохновляющих на объединение сил стала Крутова Ольга (Helga), автостопщица с двенадцатилетним стажем, чья душа жаждала общения с такими же вольными душами, влюбленными в автостоп; на юге - уже упомянутый выше президент практически распавшейся к тому моменту МАК Миша Бородуля (MICHA), а также Белоногов Дмитрий (Uralstranger) из Челябинска, путешествующий автостопом не так давно, но также захваченный идеей объединения уральских автостопщиков.
Третья Уральская Эльба, состоявшаяся 14-15 сентября 2002 года, свела воедино всех действующих лиц, и вскоре решено было приступить к воплощению идеи в жизнь.
Было сформировано послание уральским автостопщикам с призывом к объединению, которое вскоре стало распространяться среди автостопного народа в сети Internet и FiDo усилиями уже упомянутых выше товарищей. Сначала откликнулись знакомые, затем - знакомые знакомых... Народ загорелся идеей. Собрать уральских автостопщиков воедино, расширить границы общения, открыть новые страницы Урала для вольных путешественников - перспективы открывались весьма заманчивые.
26 октября 2002 года в Екатеринбурге был назначен сбор автостопщиков, откликнувшихся на послание. Этот день и принято считать Днём рождения Уральской Лиги автостопа. Отпраздновать начало нового этапа автостопной истории собрался весьма разношерстный народ: фидошники, ролевики, хиппи, поэты и музыканты, однако объединяло их одно - Дорога.

Изначально Лига не ставила своей задачей жесткую организацию автостопного движения, вступить в Лигу мог практически любой желающий автостопщик, не несущий перед Лигой практически никаких обязательств. Целью Лиги на первом этапе стало именно объединение уральских автостопщиков, многие из которых ранее даже и не подозревали о существовании большого количества себе подобных в своих родных краях. Основным направлением деятельности Лиги в этот период стала информационная поддержка автостопного движения на Урале.
В полную силу заработал Сервер уральских автостопщиков, чуть позже - сайт Автостопом в небеса, была организована рассылка уральских автостопных новостей по электронной почте, стала формироваться база данных уральских автостопщиков. Лига стала собирать полезную информацию об уральских городах и трассах с целью формирования регулярно обновляемого в сети Internet Автостоп-путеводителя по Уралу - регионального аналога Вольной Энциклопедии АВП. Периодически стали устраиваться небольшие квартирные тусовки среди челябинских и свердловских автостопщиков.
В декабре 2002 года состоялась тусовка с участием путешественников из Тюмени, положившая начало долгой дружбе, и Уральская Лига автостопа серьезно пополнила свои ряды, объединив автостопщиков уже трех областей.
Естественно, вступившие в Лигу не только тусовались или зависали в Интернете, но и периодически устраивали автостопные поездки по интересным местам Уральского региона и более дальние, в том числе и массовые. Наибольшей активностью в организации массовых поездок отличились тюменцы. Одной из наиболее значительных их поездок на тот момент стала экспедиция в Среднюю Азию, организованная весной 2003 года. Те, кто не имел достаточно времени, совершали менее значительные, но не менее интересные автостопные вылазки.
В результате всего вышеперечисленного Уральская Лига автостопа стала приобретать некоторую известность в автостопном мире. Однако у популяризации автостопа существовала и обратная сторона.
Пожалуй, одним из наиболее показательных событий на данном этапе стала Уральская Эльба-4, которая собрала более 70 человек со всего Урала: из Челябинской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Пермской областей, Башкортостана. Несмотря на значительную массовость мероприятия, Эльба удалась куда хуже предыдущих. В толпе как-то незаметно потерялась былая душевность, и несмотря на то, что внешне все вроде бы осталось прежним, многие из "ветеранов" автостопного движения вернулись с Эльбы разочарованными. Выяснилось, что одной только Трассы для объединения, к сожалению, недостаточно, а автостопщики бывают разные.
Естественно, это не помешало уральским автостопщикам продолжать совершать увлекательные автостопные путешествия. Так, члены Лиги летом 2003 года посетили автостопом Кавказ, Алтай, Байкал, Кольский полуостров, Соловецкие острова, Салехард, Скандинавию, а в августе 2003 года опять отличились тюменские автостопщики (А.Иванов, Е.Акимова, О.Глазунова, А.Кошелев), посетившие автостопом Чечню впервые за 5 лет после И.Фатеева, побывавшего там в 1997г. В Египет через страны Ближнего Востока отправилась женская автостопная двойка из Екатеринбурга: Ирина Шалфицкая и Галина Лукичева.
Вместе с тем, с приближением зимы и ослаблением автостопной активности вновь поднялись вопросы организации дальнейшей деятельности Уральской Лиги автостопа. Одной из основных проблем Лиги, как выяснилось, стала разношерстность вступившего в нее народа с разными принципами, идеалами и представлениями о сущности автостопа и развитии автостопного движения. И если одни дышали автостопом, путешествовали, общались друг с другом, то другим просто хотелось получить удостоверения. Возникли и некоторые межличностные противоречия. Стало ясно, что открытость Лиги зачастую содержит в себе и не совсем положительные стороны.
Идеологические противоречия в Лиге наиболее остро проявились в процессе организации первых на Урале соревнований по автостопу. Сам факт проведения соревнований от имени Лиги вызвал неприятие у многих ее членов и породил весьма горячие споры. Несмотря на то, что соревнования были признаны несостоявшимися ввиду объективных обстоятельств, стало ясно, что настала пора серьезно пересмотреть отношения как внутри Лиги, так и ее роль в развитии автостопного движения на Урале.
В январе 2004 года мерный ход событий прервал трагический случай: во время экспедиции в страны арабско-мусульманского мира "За семь морей. Африка 2003/2004", организованной двумя уральскими автостопщицами из Екатеринбурга, в Каире (Египет) от внезапной болезни скончалась вторая участница экспедиции Лукичева Галина Николаевна. В результате Ирина Шалфицкая осталась в Египте одна, с мертвым телом на руках, без копейки денег и с кучей долгов (за лечение, хранение тела, услуги гостиницы, связь и т.д.), с которыми ее бы не выпустили из страны. Чтобы вернуться в Россию и доставить тело на родину, потребовались очень большие средства, собрать которые в одиночку было абсолютно нереально, и с каждым днем сумма долгов автоматически накапливалась. Тогда на призыв о помощи откликнулись автостопщики (и просто хорошие люди) Урала, Москвы, Питера, других городов России и даже зарубежья.
А.Воров, президент Петербургской Лиги Автостопа (ПЛАС), назвал происшедшее "Прорывом блокады". Общественный резонанс, который вызвало среди путешественников и автостопщиков трагическое происшествие в Египте, оказался очень мощным, необходимые средства были собраны всего за 3 дня, и И.Шалфицкой удалось вернуться на родину. Немалую роль в критической ситуации сыграла и налаженная информационная система взаимодействия среди автостопщиков и их объединений.
Вместе с тем, несмотря на то, что всё закончилось относительно благополучно, происшествие породило волну резких споров относительно негативных сторон популяризации автостопа, привлечению масс недостаточно организационно и морально подготовленных людей к процессу автостопа, ответственности "вольных путешественников" друг перед другом.
Как ни странно, случившееся стало своеобразной критической точкой, после которой организованное автостопное движение на Урале пошло на спад - в первую очередь это коснулось привлечения в Лигу новых людей и деформализации автостопной деятельности. Конечно, продолжались проводиться традиционные мероприятия, как, например, Уральская Эльба, но сама вывеска Уральская Лига Автостопа для их проведения практически не использовалась, поскольку слишком уж расходились взгляды на всё происходящее у ее участников.
Так, например, в июне 2004 года Магнитогорская автостопная команда официально заявила о прекращении всяческой поддержки Уральской Эльбы. Согласно их мнению, Эльба превратилась просто в большую неформальскую тусовку, имеющую к собственно автостопу в их понимании весьма опосредованное отношение. В заявлении МАК, в частности, говорилось: "3 года назад, когда нам пришла мысль об объединении автостопщиков Урала - для общения, обмена опытом и просто для обретения новых друзей, и мы начали дело, которое переросло своих создателей и получило название "Уральская Эльба", мы и не предполагали, что это выльется в очередную "неформальную тусовку", каковых полно во всех городах нашей необъятной Родины. Да, у нас был перед глазами был пример "Московско-Питерской Эльбы", она же Эльба на Валдае. Но мы думали, что на Урале все будет иначе. К сожалению, мы ошиблись. Наверное, такова жизнь. То, во что превратилась Эльба сейчас, и то, какой она задумывалась и была поначалу - это настолько разные вещи, что даже не хочется говорить. А может просто мы стали старше..."
Короче говоря, люди были уже не те. А может, еще те, но и "не тех" стало слишком много, что остальным не очень-то нравилось.
К слову говоря, Урало-Поволжская (Азиопская) Эльба, организованная на озере Кандры-Куль в Башкирии в июне 2004 года совместно с Татарстанским Республиканским Автостопным Клубом (ТРАК), в которой приняли участие автостопщики Урала, Поволжья и даже Москвы, отличалась гораздо большей душевностью, чем собственно уральская, но это отнюдь не зависело от уровня организации. Какие люди, такая и Эльба, а организация - это уже просто дополнительные штрихи.
Таким образом, вопросы организации автостопного движения на Урале отходили на задний план всё дальше и дальше. Естественно, когда необходимо было решить какие-либо вопросы, например, перенос места проведения Уральской Эльбы осенью 2004 года, находились люди, которые брали инициативу на себя, да и контакты между уральскими автостопщиками нисколько не прерывались, но о самом существовании единого автостопного клуба на Урале уже практически не говорилось.
Вот почему 26 октября 2004 года, когда Уральской Лиге Автостопа официально должно было исполниться два года, автостопная общественность отреагировала на это событие по-разному: кто-то предложил отпраздновать и собраться в очередной раз, кто-то ничего не предложил, считая Лигу уже фантомом, а кто-то и вовсе предложил помянуть.
Что касается остальных автостопных клубов на Урале, как, например, уже прекратившая свою деятельность челябинская автостопная команда "Vectra", то в 2004 году их тоже вряд ли стоило принимать во внимание, поскольку к этому времени они носили уже сугубо частный характер. Хотя не исключено, что со временем из новых мини-клубов (как, например, недавно образовавшийся в Перми клуб "ВЕКА") вырастет что-либо более серьезное.

В настоящее время организация автостопного движения на Урале ограничивается частной информационной поддержкой, функционированием автостопных сайтов в Интернете, где периодически освещаются ставшие традиционными мероприятия, размещаются объявления, новости, фотографии, рассказы автостопщиков о своих путешествиях, а также осуществляется вирутальное общение автостопщиков. Впрочем, и это не так уж мало.
Кстати говоря, виртуальный акцент носит вспомогательную роль и нисколько не мешает уральским автостопщикам по-прежнему реально путешествовать. В 2004 году уральские стопщики побывали в Китае, в Средней Азии, в Европе, по России - от Питера до Владивостока, не говоря уже о традиционных поездках на Радугу, Грушу, Ильменку и прочие мероприятия. А многие и сейчас находятся в дороге!
История автостопа на Урале продолжается!

© 2002-2004. Белоногов Дмитрий


Вернуться в раздел "УРАЛ-АВТОСТОП"

Посетите Уральский автостоп-сервер!